Новости:Просмотреть все новости

Источники конфликтов и развития на Северном Кавказе

Источники конфликтов и развития на Северном Кавказе
Доклад Кавказского центра проектных решений

Доклад подготовлен в рамках реализации социально значимых проектов "Очаги экономического развития на Северном Кавказе: факторы роста, ограничения и проблемы мультипликации" и "Черкесский вопрос": национальное движение в современной России" на средства государственной поддержки, выделенные "Институтом общественного проектирования" в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 02 марта 2011 года №127–рп "Об обеспечении в 2011 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества", а также "Сравнительный анализ политических стратегий локальных сообществ на Северном Кавказе: от модернизации и интеграции до криминализации и сецессии" и "Местное самоуправление на Северном Кавказе: структуры власти и механизмы распределения ресурсов" на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам VI Конкурса "Проблемы развития современного российского общества" в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 03 мая 2012 года №216–рп.

Авторы: Денис Соколов, Хабиб Магомедов, Николай Силаев.

I. Северный Кавказ: отделить нельзя сохранить

Доклад основан на полевых исследованиях в Ставропольском крае 1, Дагестане, Чеченской Республике, Северной Осети – Алании, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии 2. Использованы так же доклады, подготовленные для круглого стола "Равнина перед горами на Северном Кавказе: люди и институты", проведенного 26 марта 2012 года в Общественной Палате РФ 3, материалы исследований по "черкесскому вопросу" в рамках гранта ИНОП.
"Хвост машет собакой"?
(Кавказская политика – авангард внутренней политики Российской Федерации)

Набор ключевых слов, которые всплывают при упоминании Северного Кавказа у среднего россиянина, сформирован и событийным рядом, и его медийным отражением: терроризм и сепаратизм; "политический" и "традиционный" ислам 4; "Кавказ – не Россия" (тут же: "хватит кормить Кавказ", нужен ли вообще Северный Кавказ России), клановость и коррупция. Обсуждается возможная ликвидация национальных республик как неэффективных элементов управления. И, наконец, какие управленцы и, соответственно, какие методы управления, эффективнее на Северном Кавказе: менеджеры или генералы, и, соответственно, экономические или силовые методы.

Есть и другой Кавказ – Ахмеда Билалова, Братьев Магомедовых, Сулеймана Керимова, Руслана Байсарова, Таймураза Баллоева, Гуцериева и других более или менее известных участников списка Форбс. Наверное, именно Хунзахское плато в Дагестане держит мировой рекорд по плотности миллиардеров на душу населения.

Третий Кавказ – это организованная преступность, конфликты в армии, лезгинка на улицах Сургута и Ставрополя, коррупция в системе высшего образования.

Есть и Юрий Темирканов, Александр Сокуров, Валерий Гергиев. Лучшие московские хирурги. Есть, конечно, еще красивые традиции, гостеприимство, лезгинка, шашлык, хинкал.

При этом реальность, как это почти всегда бывает, сложнее лубочной картинки. Кавказ значительно глубже интегрирован с другими российскими регионами, чем это кажется на первый взгляд. С другой стороны он в гораздо большей степени не Россия, как и любой другой регион, если Москву принимать за эталон.

Проблема терроризма и сепаратизма напрямую связана с сочетанием двух разрушительных для инфраструктуры государства рынков – "бюджетного рынка" и "рынка насилия". Конфликт, а тем более вооруженный конфликт, является одним из главных "активов" 5 на этих рынках 6.

Поэтому лобовые решения, вроде усиления военного присутствия, введения режима КТО, расширяющего диапазон полномочий правоохранительных органов, и государственная поддержка одной религиозной корпорации, объявленной лояльной или "традиционной", против других, объявленных, соответственно, экстремистскими, иногда приводят к противоположным заявленным целям результатам. Страх и унижение 7 облегчают рекрутинг участников НВФ среди лишенной социальных лифтов молодежи. Отсутствие защиты со стороны государства вызывает к жизни архаичные инструменты обеспечения коллективной безопасности. А рост неравенства на фоне полной приватизации судебной системы лучше любого проповедника восстанавливает общество против государства.

Бесполезно прятать голову в песок. Кавказ, который географически и экономически включает, кроме упомянутых национальных республик, Ставропольский край, Ростовскую область и Краснодарский край – это и есть самая настоящая Россия, а мозаичность институциональной, этнической и конфессиональной структуры, например, московской агломерации, отличается от активно обсуждаемого в СМИ Ставрополья только масштабами людских и финансовых потоков. Уж если кто и не Россия – так это Москва. Именно по масштабам доходов и цен.

Какова вероятность, что отделенный от федерации Северный Кавказ (по какой границе?!) будет сильно отличаться от Чеченской Республики в 1994 – 2000 годах. Проект отделения 8, во всяком случае, должен включать в стоимость строительства стены, как в Китае в древности, а в Израиле и США сегодня. Тогда горнолыжный кластер на том же Северном Кавказе и мост на остров Русский покажутся мелкими негоциями, по сравнению с "Великой Русской Стеной" 9.

Вопрос как избежать радикального политического кризиса,который все чаще становится главной темой форсайтов и просто экспертных прогнозов, напрямую связан с вопросом, как преодолеть локальный кризис на Северном Кавказе. Сползем в сецессию на юге – значит, трансформация всей политической системы пройдет через хаос. Прошлогодний теракт в Казани 10, тревожные звонки в других регионах 11, криминализация московских улиц – наглядное тому подтверждение.

Поэтому роль кавказской политики - это роль авангарда, производящего рекогносцировку на местности 12, на которой очень скоро придется оказаться всем.
От изготовителей страхов до прорабов модернизации
(У развития и конфликтов одни и те же источники)

На сегодняшний день действия "авангарда" на Северном Кавказе успешными назвать трудно. И экспертное сообщество, и политическое руководство, по крайней мере, в публичном пространстве, говорят об одном и том же: нужно создать рабочие места, победить коррупцию, клановость и сепаратистов. Видимо дьявол, как обычно, в деталях, и, забегая вперед,- вопрос даже не в том, что делать, вопрос в том, как думать.

Системная ошибка произошла не на этапе постановки задачи, а существенно раньше - ошибка присутствует уже при формулировании релевантной повестки.

Во-первых, дискурс и практика живут в разных измерениях 13. Когда мы объясняем что-то о Кавказе, мы говорим о культуре, о "менталитете" и выносим за скобки политические и экономические интересы, происходящие от павловских страха и жадности 14. Когда планируем бизнес или реальную политику – выносим за скобки культуру. Политический и экономический прагматизм игнорирует культурные экстерналии при управлении, - институты развития, вроде ВЭБ и его дочек, как и разработчики "стратегий развития", готовы работать по проектной документации и образцам стратегирования, разработанных с учетом присутствия независимых судов и зрелого института собственности. Но кавказские (и не только) политики и топ-менеджеры, "увязли как пчела в сиропе" из семейно-родовых, этнических, конфессиональных, клановых и феодальных отношений.

Во-вторых, когда мы определяем конфликты на Северном Кавказе как этнические или религиозные, мы одновременно программируем все дальнейшие выводы. А ведь то, "что часто, не задумываясь, называют "этническим насилием" (или насилием на религиозной почве), не является единым феноменом" 15, - это всего лишь "зонтичный бренд". И его использование дважды опасно – и теоретически, и практически.

Теоретическая опасность заключается в том, что исследователь, строя свою "программу вокруг агрегированного понятия "этническое насилие" (или насилие на религиозной почве - ДС), рискует "позволить публичному кодированию... задавать тон в социологическом анализе" 16.

А практическая - в том, что исследователь может и сам превратиться в "изготовителя страха" 17, приняв участие в конструировании "этнического конфликта" как практического понятия, грозящего вполне реальным насилием.

И, значит, в-третьих, срабатывает аналог принципа неопределенности Гайзенберга 18 – заговорив публично об этнических или религиозных вопросах, проводя исследование или обсуждая его результаты, – мы уже изменяем то, что исследуем. При "измерении" "этнического фактора" его "модуль" меняет значение. Разговор в передаче "Специальный корреспондент" Аркадия Мамонтова 19 о русских и не русских в Ставрополье изменил уровень мобилизации с обеих сторон, и не только мобилизации – "дилемма безопасности" 20, если можно так выразиться, стала острее. То, с каким вниманием "этнические предприниматели" 21 следят за научным и экспертным дискурсом, и с какой энергией подхватывают любые тезисы, подтверждающие объективность различных этнических категорий, подтверждает справедливость этого своеобразного принципа относительности. Например, книга Виктора Шнирельмана "Быть аланами" 22 пользуется популярностью среди балкарцев и ингушей и продавалась, кроме академических книжных магазинов, в киосках на автовокзалах Нальчика и Назрани, наряду с изданием Корана.

При этом, мало объявить этничность, как и другие "сконструированные" категории, "воображаемой реальностью" 23. Нужно объяснить, как эти "воображаемые сообщества" 24 участвуют в реальной политике, формировании социальных порядков, политических и экономических институтов.

Потому что формирование практик, правил и убеждений для представителей этнических групп – объективная реальность, с которой приходится иметь дело 25. И опасность термина "этнический конфликт" не отменяет объективного (пусть – не юридического) существования "этнических земель", "этнических привилегий" и преемственности прав на них. Например, карты зимних или летних пастбищ, закрепленных за советскими колхозами в Кабардино-Балкарии и Дагестане, являются основанием для предъявления прав на коллективную и даже частную собственность на эти пастбища сельскими общинами или отдельными домохозяйствами, членами этих общин. Или даже отдельными предпринимателями, относящими себя к сельским обществам по происхождению 26. И этот конфликт становится содержанием противостояния балкарских и кабардинских этнических организаций. Есть другой пример, когда купчая на землю, еще до революции оформленная на частное лицо, например, на крупного владельца скота из горного селения Чох в Дагестане,становится основанием для того, чтобы целый джамаат, или отдельные его представители, считали себя привилегированными претендентами на эти земли, которые и называются "чохскими". Отдельный разговор, почему одни и те же земли с одной стороны считаются сельскими (джамаатскими - "чохскими", "согратлинскими", "оротинскими", "ругуджинскими" 27), а с другой – этническими (кумыкскими, ногайскими). Из числа переселенцев - претендентов на землю на равнине - этническая маркировка употребляется только в связи с "лакскими" землями в Махачкале и Кумторкалинском районе Дагестана.

Религиозный фундаментализм, экстремизм и терроризм, традиционно употребляемые через союз "и", тоже часто объявляются центром проблемного поля на Северном Кавказе, но, как и "этническое насилие", они несут печать "публичного кодирования" 28. Если в каждом из этих "-измов" выделить "институциональные элементы", - систему убеждений, набор социальных практик, соответствующих этим убеждениям, организации, поддерживающие социальные практики и страту профессионалов, участвующих в этих организациях, либо обывателей, являющихся их клиентами или бенефициарами организаций или результатов их деятельности, - только тогда реально проанализировать и определить эти понятия или их производные так, чтобы от ритуального публичного шельмования и политического террора перейти к технологичным решениям и институциональным реформам.

Такое подробное обсуждение теоретических тонкостей оправдано тем, что на практике расплывающаяся граница между объективными и субъективными составляющими этнических и религиозных конфликтов превращается в пропасть между разными стратегиями.

Когда государство пытается стать арбитром, в ручном режиме определяя правых и виноватых, карая одних или поддерживая других, борьба за щедрость, инструменты подавления политических конкурентов или банальное выживание между этническими или религиозными группами превращает любой конфликт в актив 29.

Капитализация этого "актива" осуществляется на политическом и бюджетном рынках. Коррупционные механизмы, - "откаты", покупка должностей - связывают "бюджетный рынок" и "рынок насилия" 30. Эти рынки работают как сообщающиеся сосуды, разрушая именно инфраструктуру государства, паразитируя на государственных финансовых и организационных ресурсах.

Схема №1. Разрушение инфраструктуры государства, участвующего в групповых конфликтах (по материалам анализа преимущественно "этнических конфликтов" на территории регионов Северного Кавказа).


Конкуренция этнических, религиозных и других организаций, а также политических групп за государственную поддержку (см. "бюджетный рынок" в этом тексте), как это ни парадоксально, практически исключает поддержку этими группами формирования и поддержания инфраструктуры самого государства на местах. И судебная система, и система обеспечения решений судов (правоохранительная система и ее отдельные институты) подвергаются приватизации и превращаются в инструменты политической борьбы и экономической конкуренции, а не в основу поддержания базовых институтов – собственности, контрактов, наследования и т.д.

Если же государство поддерживает не игроков, а процедуры, обеспечивающие их равный доступ к насилию и ресурсам, возможно использование возникающих институциональных элементов для формирования и укрепления бессрочных организаций 31, способных сформировать политическую машину, двигателем которой будет практически независимый суд и эффективная система исполнения решений этого суда.
Ислам и терроризм: почему вместе?

В этом же поле лежит и дискуссия о "традиционном" и "политическом" исламе. Ислам в России - предмет пристального внимания не только ученых 32 и богословов, но и правоохранительных органов. Сложившаяся формула - поддерживать традиционный ислам и преследовать ислам политический - является наглядным примером опасного ручного управления, рассматривающего религиозный конфликт как политическую категорию, а не как практику конструирования групповых интересов безопасности и доступа к ресурсам. Результаты применения стратегии поддержки/преследования иногда, как показано на Схеме №1, противоположны заявленным целям.

Предлагаемый доклад не ставит своей целью дать исчерпывающий анализ политического и традиционного ислама на Северном Кавказе. Это задача отдельного исследования.

Но для связности дальнейших выводов и рекомендаций общие сведения целесообразно включить в текст.

Сразу оговоримся относительно терминов. Существуют проблемы с употреблением понятий традиционный ислам, суфийский ислам, политический ислам, салафитский ислам и т.д. Под традиционным исламом понимают иногда не просто ислам, лояльный государству, но собственно официальное духовенство, муфтияты, Духовные управления мусульман в регионах. Но большинство верующих под традиционным исламом понимают тот ислам, который они исповедуют. И это живая вера, воспринятая от родителей и односельчан, которая развивается со временем, зависит от образования, влияния имамов, алимов и просто знакомых.

Наложение шаблона, разделяющего умму на две половины, или две неравные части, - мусульман, исповедующих традиционный, лояльный государству ислам и мусульман, исповедующих политический и салафитский, - а значит экстремистский, - ислам приводит к нежелательным последствиям:
Конструирует религиозный конфликт там, где его могло бы и не быть.
Превращает часть верующих в своих врагов, маркируя их экстремистами и радикалами, а для части создает возможность стать клиентами администрации.
Создает условия для административного и силового давления на часть верующих, что включает описанную уже "дилемму безопасности", описанную в сноске выше, и переводит конфликт в насильственную фазу.

Стена, которую пытаются административно и даже законодательно (нашумевший дагестанский Закон о ваххабизме) построить между радикальными и не радикальными мусульманами, на самом деле проходит не по границам конфессий, даже не по границам религий или идеологий. Есть группы, которые готовы признавать равные права других на жизнь, собственность, справедливость, свободу совести и слова, а есть те, которые готовы пойти на насилие ради установления своего порядка, как бы этот порядок не назывался.

И эта граница подвижна – она зависит от качества государственных институтов больше, чем от идеологической пропаганды. Попытка формально поделить людей на своих и чужих по границе конфессий чревата тем, что они объединятся по интересам безопасности и доступа к ресурсам. И тогда это будет не контртеррористическая операция, а военная активность, провоцирующая начало национально-освободительная борьбы.

Распространение ислама на Северном Кавказе вообще, и политического ислама, в том числе, обусловлено историческими, социально-экономическими, политическими и институциональными факторами.

1. Исламская традиция, особенно в Дагестанских горах, сохранялась в годы советской власти, а джамаат, как форма организации сельских обществ, основанная на шариате и адате, смогла, трансформировавшись, сохранить свои характерные черты в рамках "колхозного строя".

2. Вернувшиеся из депортации балкарцы, карачаевцы, чеченцы и ингуши получили стимул на формирование религиозной и этнической идентичности

3. Бюрократизированная "духовная элита" не смогла ответить на запросы общества в конце 80-х – начале 90-х. В итоге, из арабских стран (Пакистан, Саудовская Аравия, Египет и т.д.) был распространен (проповедники, стипендии на обучение, литература, продукты, одежда) ислам, который называют салафитским. Для точности - салафитский ислам был завезен в Дагестан еще раньше – с конца XIX- начала XX веков, уничтожен в 30-х годах и снова получил единичное распространение в 1970-е гг.

4. Распад инфраструктуры государства привел к тому, что самым эффективным и дешевым инструментом регулирования прав собственности, договорных отношений, наследования, доступа к насилию стал шариат. В некоторых локалитетах Северного Кавказа, особенно Дагестана, это привело к введению локального шариатского права как максимум, или организации реституции на основе шариата как минимум. Причем, нормы шариата регулируют жизнь не только в салафитских общинах, но и в некоторых традиционно суфийских, а так же в джамаатах, которые не относят себя ни к суфийскому, ни к салафитскому исламу.

5. Поддержка государством так называемого "традиционного ислама" привела к созданию под флагом республиканских ДУМ(ов) "духовного филиала административной элиты", доступ в состав которой всегда ограничен и приводит к расколу уммы.

6. В ситуации поддержки государством одного из религиозных течений (суфийского ислама ли, одного из масхабов ли), религиозные разногласия из поля теологических споров переходят в политическое, превращая представителей не поддерживаемых религиозных течений в политическую оппозицию. Учитывая общую слабость государственных институтов, это приводит к смещению политической дискуссии в религиозную сферу, сужая пространство светскости.

7. Представители традиционного ислама, с поправкой на спорность термина, освоили практику борьбы с конкурентами с использованием правоохранительных органов. В 90-х годах в Дагестане представители государства и "традиционные" мусульмане практически одновременно осознали себя союзниками в борьбе с религиозным инакомыслием. Тогда и начала складываться коалиция власти и части мусульманского духовенства. Ислам, вместо того чтобы стать союзником государства при преодолении различных сепаратистских настроений и межэтнических конфликтов, стал источником новых разломов в обществе.

8. Силовое и законодательное (дагестанский Закон о запрете ваххабизма) давление на представителей салафитского ислама приводит к их маргинализации и изоляции, укрепляя с обоих сторон формулу "не такой как мы, значит – против нас", не оставляя возможности для диалога и даже для полноценного мониторинга происходящих в этой среде культурных, социальных и политических сдвигов. Это приводит к неминуемой радикализации этих групп – пример Кабардино-Балкарии первой половины 2000-х.

9. Попытка усилить собственное духовенство, в противовес зачастую грамотным, убежденным, активно проповедующим "оппозиционным" имамам, привела ДУМы к созданию большого количества исламских высших учебных заведений с хорошим качеством образования, к появлению традиции отправлять учиться за границей. Это ускорило изменение среднего возраста исламского духовенства и алимов. Молодежь, большинство из которой не встроено в корпорацию власти, не имеет причин для лояльности ни государству, ни духовной корпорации, активно создаваемой силами ДУМ(ов).

10. Более того, в условиях почти феодализма, имамы, получившие "традиционное исламское образование 33" не могут быть лояльными коррупции и неравенству в своих проповедях.

11. Смерть таких людей, как шейх Саид Афанди аль-Чиркави, показывает, насколько хрупкие конструкции получаются в результате тех рецептов, которые предполагают государственное формирование духовной элиты. Не остается ничего, кроме частных экономических и политических интересов.

12. В молодежной среде (ВУЗы Северокавказских республик, тюрьмы, СИЗО) "молящиеся 34" - обладают авторитетом, подкрепляя его материально, организационно и силовыми методами. По сути – это новая альтернатива неформальной молодежной мобилизации (идеологическая и криминальная в одном лице).

Стратегия поддержки традиционного ислама против политического, часто предлагаемая экспертами и практиками, приведет к обратному результату, что подтверждается не только международным опытом, но и нашим собственным (Дагестан, и теперь уже Татарстан).

Развитие системы подготовки российской мусульманской элиты, имеющей одновременно религиозное и светское образование с центром в виде Московского исламского университета при государственном признании дипломов религиозных вузов, и вообще, организация общероссийской системы мусульманского образования, основанного на так называемом традиционном исламе, приведет к дальнейшему расколу мусульманской общины. Превращение карьеры религиозного деятеля в социальный лифт – путь к девальвации духовных ценностей в обществе. Изменение возрастного состава мусульманской элиты ускорится, а количество имамов или алимов, которым не хватает места в составе политической элиты, возрастет кратно. Политизация ислама обратно пропорциональна возрасту религиозной элиты и качеству государственных институтов. Чем моложе религиозные лидеры и слабее государство, тем больше риски политического кризиса, причем острого.Рост числа грамотных мусульман на фоне падения качества государства и инкапсуляции корпорации власти чреват обострением "дилеммы безопасности" с двух сторон. Это то, что произошло и происходит в Дагестане.

Создание и развитие государственных или квазигосударственных исламских бумажных и электронных, федеральных и региональных СМИ и организация активной деятельности муфтиятов в сфере социальной политики противоречит светскому характеру государства, как и подобное государственное продвижение других религий и конфессий, православия, например. В условиях плохо развитой инфраструктуры государства в регионе даже система грантов для НКО не исключает идеологическую ангажированность, а значит – дискриминацию и радикализацию части верующих.

Лучше просто поумерить пыл "запретителей" исламской литературы, вспомнив о конституционной свободе слова. Борьба с литературой архаична и бессмысленна с точки зрения обеспечения безопасности граждан и государства. Достаточно отказать в государственной поддержке религиозным организациям, но только всем без исключения и пресечь незаконные и криминальные источники финансирования.

Создание системы мониторинга и противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в мусульманском сообществе силами мусульманского духовенства и духовных управлений мусульман тоже противоречит конституции РФ. Такой проект уже был в мировой истории, назывался "Инквизиция". В нашем случае приведет к обострению религиозных конфликтов и к окончательному отчуждению все большей части мусульманской молодежи от государства. Нельзя делать арбитром одну из сторон религиозного спора, особенно учитывая, что в России гарантирована свобода совести. Тем более что у государства есть вполне светский инструментарий по противодействию терроризму.

Если подводить итог в рассуждении о политическом исламе и источниках насилия на Северном Кавказе, то на данном этапе исследований необходимо отметить:
У распространения политического ислама, возникновения и поддержания социального протеста, существования локальных мобилизаций на религиозной основе и других симптомов кризиса суверенитета государства на территории Северного Кавказа есть общие причины. Эти причины – вытеснение инфраструктуры государства рынком насилия и бюджетным рынком, естественная и искусственная радикализация части молодежи, отсутствие социальных лифтов в рамках легальных общественных,и государственных институтов, возникновение и институционализация (не без участия политических элит и правоохранительных органов) альтернативных "социальных ролей" за пределами не только светского, но и правового пространства.
Конфликтная ситуация может рассматриваться как ресурс, если пытаться строить основные институты и систему правосудия в партнерстве с населением. К сожалению, "прямые" действия (финансирование или насилие) политической власти приводят к развитию, разбуханию конфликта, институционализации его в интересах группы бенефициаров. (См. Схема №1.Разрушение инфраструктуры государства, участвующего в групповых конфликтах (по материалам анализа преимущественно "этнических конфликтов" на территории регионов Северного Кавказа)).
Токсичные инвестиции и структура рынков на Северном Кавказе

Не только "бюджетная" или "силовая" реакция государства на групповую мобилизацию приводят к неожиданным результатам. Казалось бы, причины проблем на Северном Кавказе сформулированы. Это "безработица", "отсутствие социальных лифтов" (или "кумовство") и "коррупция". В экспертных текстах справедливо говорится об утрате государством монополии на насилие, проблемах с судебной системой и отсутствии развитых институтов собственности и защиты контрактов. Постановка диагноза сопровождается соответствующими рекомендациями: обеспечить равный доступ к правосудию, создать тысячи и миллионы рабочих мест, обеспечить социальные лифты перспективной молодежи, пресечь коррупцию, обеспечить права собственности и права человека 35.

С этими рекомендациями трудно спорить, но их некому выполнять. Сам себя за волосы из болота мог вытащить только барон Мюнхгаузен.

Представители политической элиты, жизнь, свобода и благополучие которых зависит от того, насколько они смогут влиять на решение судов, не заинтересованы обеспечивать равный доступ к правосудию. Одни расставляют "своих людей" на места председателей судов и руководителей служб судебных приставов, а другие, попав в ДТП или другую неприятность, мобилизуют всех своих родственников, соседей и коллег в поисках "выходов" на этих самых судей и приставов. Схема ДТП рисуется на основании предъявленных родственников и денег, а не на основании свидетельских показаний. Это же происходит на всех уровнях: в 2012 году в КБР, когда правоохранители арестовывали окружение президента Арсена Канокова, даже понятых привезли с собой.

Разговор про миллионы рабочих мест в отсутствие рынка труда (его заменяют патрон-клиентские сети) и института заработной платы (оплачивается статус, а не труд) – это, в лучшем случае, разговор про новые расходы бюджета. Про коррупцию и социальные лифты – аналогично. Весь политический процесс в республиках сведен, во-первых, к борьбе за должности и капитализацию обладания ими, во-вторых, к удержанию этих должностей в своих руках (для этого необходима была только что упомянутая капитализация обладания).

Рекомендации экспертов прямо противоречат интересам, в том числе и жизненным интересам, получающих эти рекомендации чиновников, предпринимателей и политиков.

Мир, где Левиафан Гоббса (идеальное государство) слушает советы просвещенного эксперта и лепит из общества, как из глины, справедливый и открытый социальный порядок, видимо, не существует 36. Так же, как не существует и инвестор, которому достаточно красивых электронных презентаций и грамотных, составленных по всем правилам, бизнес-планов. Реальные деньги не трогаются с места на основании Power Point и Project management 37.

Иногда и хорошо, что реальные деньги остаются на месте. Например, если бы ГК КСК удалось изначально задуманное – перенести хотя бы 30% своей виртуальной презентации "в натуру", - то и Приэльбрусье, и Домбай были бы уничтожены. Во время строительства объектов кластера инвестиции в действующие,"дикие" площадки были бы заблокированы. А после запуска, пусть даже только Архыза на 17 тысяч "горнолыжных коек", пришлось бы где-то брать горнолыжников. И их бы взяли - у Приэльбрусья и Домбая – административно или по-военному, с помощью КТО 38, закрыв "неправильные" курорты, чтобы развивались правильные, создающие новые рабочие места и налогооблагаемую базу. А противников, особенно сопротивляющихся, в лучшем случае рассеяли бы по стране.

А ведь весть горнолыжный туристический бизнес на Северном Кавказе – эти несколько сотен предпринимателей в гостиничной отрасли. И, по большому счету, больше инвестировать там не в кого. Если после всего этого разгрома горнолыжный туризм выжил бы на Северном Кавказе, сократившись всего в два раза, это было бы чудо модернизации. Поэтому хорошая новость в том, что КСК притормозили и, потеряв темп, стали разговаривать с бизнесменами и политиками, контролирующими горнолыжный туризм в п. Эльбрус и городском округе Домбай.

Еще одним примером конкуренции сравнительно крупных, "перенесенных" 39 предприятий и местной экономики являются индустриализированные агропромышленные комплексы. Такие как баксанские теплицы 40 и механизированные, быстрорастущие современные сады 41 в Кабардино-Балкарии, свиноводческий комплекс в Прохладненском районе той же Кабардино-Балкарии. Свиноводческие комплексы не только вытесняют с довольно большой территории "приусадебную экономику" 42, но и создают конкуренцию другого рода. Борьба с африканской чумой свиней превратилась в уничтожение "приусадебного свиноводства", существующего за счет "паевой фуражной пшеницы" 43. А эта отрасль экономики была социально значимой. Только на одну станицу Галюгаевская, что в Курском районе Ставропольского края, по оценке колхозного зоотехника откармливалось и продавалось на рынке в Пятигорске или Моздоке не менее 1500 голов.

Одним из главных отличительных признаков экономики Северного Кавказа является ее многоукладность.
Многоукладная экономика

На Северном Кавказе, как и в других регионах, разные группы населения региона одновременно живут в разных экономиках. Есть административный рынок, оставшийся от СССР, но трансформированный в бюджетный рынок 44, есть рынок глобальный, есть локальные потребительские рынки.

Эти экономики почти не пересекаются, их поддерживают разные сети. Имеется в виду, что сообщества олигархов, импортеров, региональных административных элит и малых предпринимателей устроены по-разному, это, в наших условиях, почти разные сословия.

Например, бюджетный рынок – это сеть чиновников и встроенных в систему предпринимателей, а также силовых предпринимателей, которые обеспечивают распределение бюджетных ресурсов. Это свои правила, свои инструменты, своя этика. Сообщество, образующее сеть, распределяющую бюджет, замкнуто, имеет механизмы определения и поддержания своих границ и может быть описано антропологически. Культуры этих сетей отличаются в разных субъектах Федерации, имеют разный политический вес в масштабах страны.

Масштабы бюджетного рынка коррелируют с республиканскими бюджетами, уровнем развития финансовых институтов и масштабами финансирования по ФЦП и другим каналам (например, по инвестиционным программам вроде горнолыжного кластера и т.п.). Чем больше бюджет, тем больше рынок, чем лучше институты, тем меньше бюджетный рынок, чем больше ФЦП, тем больше рынок. Самый большой бюджетный рынок в Чеченской Республике, самый маленький – в Ставропольском крае, где работает еще система социальной поддержки населения, достаточно близко к бюджетным статьям реальное финансирование образования и здравоохранения.

Из всех перечисленных параллельно существующих экономических укладов бюджетный рынок является наиболее привлекательным по основным параметрам: скорость оборота, норма прибыли и риски. Поэтому при возникновении возможности предприниматели предпочитают именно бюджетный рынок.

Глобальный рынок присутствует в трех видах. Первый – сохранившиеся или модернизированные советские предприятия сырьевого и энергетического сектора, производства экспортируемых или биржевых товаров. Продукция этих предприятий поступает на международные рынки, организации, которые действуют на этом рынке. Это преимущественно вертикально-интегрированные холдинги, штаб-квартиры которых расположены в Москве или Санкт-Петербурге, или нескольких других крупных городах.

Этот рынок связан с бюджетным рынком, поскольку доступ к активам и рынкам сбыта контролируется администрацией и распределяется по тому же принципу, что и бюджетные средства. Более того, именно бенефициары сырьевых и инфраструктурных предприятий и формируют бюджетный рынок в конечном итоге.

На Северном Кавказе, кроме чеченской нефти, к таким предприятиям относятся порты, каскады гидроэлектростанций и электросети, ГМК в Прохладном Кабардино-Балкарии (Тырныаузский ГОК практически ликвидирован), "Севкабель", химический завод в Буденновске, Цементный завод в КЧР, химическое и шерстомойное производство в Невинномысске, Электроцинковый завод во Владикавказе.

Большинство других производств уже не функционирует.

К участникам глобального рынка следует отнести и зерновое производство. В Ставрополье это 40–60 миллиардов рублей годовой выручки только на самом зерне. Производство и продажа зерна и муки завязаны на доступ к элеваторам, терминалам в портах, на возможность экспорта или, в целом, на доступ к рынку. Ставропольские производители зерна зависят от доступа к терминалам в Новороссийске, от дагестанского рынка кормов и муки и таможенных преференций на границе с Азербайджаном ("Золотой мост"). Если посмотреть на неформальную карту владений "зерновых королей" Ставрополья, то она почти буквально отразит структуру владельцев перечисленных каналов сбыта. Например, одна из самых крупных ФПГ, связанных с зерном и мукой (около 3000 тонн муки в сутки), базирующаяся в Буденновске, доминирует на дагестанском рынке муки и пшеницы, активно занимается экспортом через границу с Азербайджаном, имеет возможность отгружать зерно через Новороссийский порт. По полевым исследованиям и данным СМИ с деятельностью этой группы связаны фермеры и колхозы от Курского района Ставрополья до Туркменского и Левокумского районов края.

Участники внешнеэкономической деятельности и бенефициары энергетической инфраструктуры непосредственно связаны с политическим руководством, ограничивающим доступ к ресурсам "своими" предпринимателями.

Второй вид глобального рынка – инфраструктура, обеспечивающая импорт потребительских товаров и продуктов питания. Это логистические центры, сетевой ритейл и товарно-вещевые рынки. В регионе сетевая торговля развита слабее (авторынок, например), чем в целом по стране. Достаточно большое значение все еще имеют товарно-вещевые рынки. Источники товара – Турция, Баку, Москва, как центр торговли в стране вообще (Черкизовский сменился на Люблино); два основных действующих рынка регионального значения – Пятигорский (Лира, Людмила) и Хасавюртовсий, а также несколько более мелких, местного значения рынков. В Махачкале, в Манасе 45, Айла-Базар 46, рынок в Прохладном 47, в Моздоке, Владикавказский рынок, рынок в Нальчике, в Ставрополе. Все эти рынки так или иначе контролируются представителями региональных элит. Главой города (Хасавюрт, Манас, Махачкала), президентом республики (Нальчик), главой соседнего субъекта (Ставрополь) и т.д.

В последнее время наметилась тенденция модернизации рынков, превращения их в более регулярные логистические центры, что ведет к смене или частичной смене бенефициаров, изменению состава поставщиков. В этом процессе Северный Кавказ отстает от других российских регионов, где централизация оптовой торговли уже прошла.

Третий вид глобального рынка – собственное производство и реализация потребительских товаров и продуктов питания. Поскольку эта отрасль не вышла на глобальный рынок, ограничиваясь конкуренцией с китайской, турецкой, иранской и т.д. продукцией на внутрироссийском рынке, она осталась очень рискованной и трудно поддающейся укрупнению. Именно эта экономика представляет очаги модернизации в сельском хозяйстве (см. ниже) и зачатки (или остатки) городской промышленности.

Административный рынок, описанный, например, Широниным и Кордонским 48, в современных условиях частично редуцировался в бюджетный и живет в логике документооборота, не отягощенного реальной экономикой. Его участники – корпорация бюрократов. Все решения принимает руководство, и все издержки ложатся на бюджет. В основу стратегий развития ложится буквальное понимание необходимости создания рабочих мест, как необходимости создания мегапроектов, преимущественно "поверх ландшафта". Это советская экономика, только без производства и рынка сбыта. Импорт завоевал рынки, соответственно, производство без реализации очень нетривиальных программ, возможно только сборочное.

Другая часть административного рынка, наполовину теневая, трансформировалась в "очаги модернизации" и неформальную, семейную и цеховую "одноэтажную" городскую мануфактуру.

Наконец, третья часть административного рынка, о чем уже говорилось, перекочевала, через двукратную приватизацию, на глобальный рынок, который поддерживает своим спросом несколько высокотехнологичных и ресурсоемких производств на Северном Кавказе. Это "Севкабель", ГМК, завод Лукойла в Буденновске, нефтехимия в Невинномысске, обработка кожи и шерсти для экспорта, несколько агропромышленных предприятий, работающих на глобальные торговые сети, производство строительных материалов. Зачастую игроками на глобальном рынке являются не сами предприятия, расположенные в регионе, а вертикально-интегрированные холдинги, в которые они входят. Например – МРСК, Межрегионгаз, тот же Лукойл и т.д. Постепенно в такие холдинги превращаются организации, обеспечивающие производство и экспорт зерна. Они уже имеют политическое представительство на уровне края и федерации.

Схема №2. Распределение административного рынка СССР на четыре уклада


Основное отличие Северного Кавказа от других регионов в том, что основная масса населения, не менее 80%, остается за бортом как бюджетного, так и двух сфер глобального рынка (экспортируемые товары и инфраструктура импорта). Достаточно сравнить структуру отгружаемых товаров в Дагестане и Ставропольском крае.

В структуре валового регионального продукта Дагестана в 2009 г., - в той структуре, которую "ловит" официальная статистика, - основными видами экономической деятельности являлись оптовая и розничная торговля и ремонт автотранспортных средств (26,1%), строительство (19,5 %) и транспорт и связь (9,8%).

Сельское хозяйство и легкая промышленность, которые на 50% кормят и сельское, и городское население - всего 14,6 %. Этого явно не хватило бы на покупку потребительских товаров, продуктов питания, ремонт автомобилей, строительство жилья и связь. Население зарабатывает где-то за пределами учтенной экономики – это приусадебная экономика, отходничество и распределение бюджета через патрон-клиентские сети.

Для сравнения, в структуре отгруженных продуктов Ставропольского края – 32,1% - производство пищевых продуктов. А химическая продукция составляет 36,8%. Что, в принципе, соответствует реальной структуре занятости населения. Баланс доходов и расходов домохозяйств почти прозрачен. Из неформальной экономики в Ставропольском крае, видимо, самыми крупными рынками являются производство, хранение и экспорт зерна, овцеводство на Востоке Края и оптово-розничная торговля в Пятигорске. Но это как раз участие республик в экономике Ставрополья. По полевым наблюдениям сельское население, с очень большой долей пенсионеров (свыше 50%) частично обеспечивает себя на приусадебных участках, в рамках паевого зерна, но в гораздо меньших объемах, чем в Дагестане.
Главный ресурс – люди, а не деньги и оборудование

Нельзя говорить, что крупные инвестиции несут только вред приусадебной экономике. Практически все "очаги экономического развития" на Северном Кавказе своим происхождением обязаны советским предприятиям или колхозным инициативам. Обувные цеха связаны с советскими обувными фабриками. Обувное дело в Махачкале строилось за два-три поколения. Технологии и материалы первоначально инсталлировались при СССР в виде обувной фабрики. Артельное, полулегальное мелкотоварное производство осваивалось сельскими ремесленниками, вернувшимися из отходничества в растущую Махачкалу, в систему бытового обслуживания (Дома Быта), выходцев преимущественно из лакского селения Шовкра, становившимися новыми горожанами. И только дети этих ремесленников, вовлекая своих сверстников, используя новые уникальные рынки вроде Средней Азии и блокированной Чечни, создали уже цеховую промышленную культуру. Сегодня эта промышленная, городская культура способна воспринимать и новые технологии, и новые стратегии ведения бизнеса.

Птицеводство в КБР и дагестанском селе Доргели возникло на руинах миллионных птицеферм и создано руками бывших зоотехников, ветеринаров или их учеников. Садоводство в Баксане – производное колхозных садов. То же можно сказать о садоводстве в Дагестане. Технологию "ставит" либо большой рынок, либо фирма 49, каковой для колхозного сельского хозяйства был Минсельхоз СССР. Исключение – откормочное животноводство в Кадарской зоне, которое выглядит "автохтонным" и уже кадарскими даргинцами распространяется за пределы зоны.

Горнолыжный туризм в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии вырос из советских ведомственных домов отдыха и турбаз, и из советского "комитета по туризму".

Более того, есть предприятия, вроде тепличного хозяйства в Карачаево-Черкесии, Хабезского гипсового завода там же, сохранившихся колхозов в Ставропольском крае, которые вполне органично вросли в местный экономический ландшафт и вполне жизнеспособны.

Но своеобразное "постиндустриальное" развитие в Дагестане, Кабардино-Балкарии и других республиках было связано с несколькими факторами:

а) существующим и доступным рынком сбыта,

б) способностью местного населения "растащить" предприятие на подворья и цеха, минимально растеряв технологии и навыки,

в) достаточной для удовлетворения спроса концентрацией мелкотоварных производителей (иначе на рынок завозится импорт и "убивает" частника).

Если бы балкарцы Приэльбрусья не смогли сохранить клиента, оперативно, "хозспособом" обстроив выкаты с подъемников вагончиками проката и шашлычными, превратив некоторых туристов в инвесторов, практически в "бизнес-ангелов", то в Альпах оказались бы занятыми еще 10 000 мест в гостиницах, а северокавказского горнолыжного туризма не существовало бы вообще. Но без советской туристической индустрии этого спроса на услугу горнолыжного курорта просто не было бы.

Почему доргелинцы 50 смогли наладить птицеводство на подворьях? Потому что многие работали на крупнейшей в республике птицефабрике, смогли взять оттуда и технологии и ресурсы, потому что был рынок сбыта, который селяне освоили еще до того, как начали выращивать птицу сами, продавая фабричных кур. Но доргелинцы смогли удержать этот рынок за собой, кроме того, взяли на себя поставки кормовых добавок. Миллион голов птицы селяне "поставили" на своих приусадебных участках, работали и рисковали практически в каждом дворе.

Почему в Кадарской 51 зоне удалось наладить стойловое животноводство в огромных масштабах? Во-первых, трудолюбие людей и концентрация откормочных цехов, во-вторых, внутренний рынок республики Дагестан, способный потребить такое большое количество свежей говядины, остался за местными производителями и не был занят мороженой импортной продукцией.

Поэтому дело не в том, что перечисленные симптомы неверно определены, дело в том, что на основании этих симптомов нужно поставить диагноз, не пренебрегая мелочами.

Идущее на смену приусадебной экономике и цеховой легкой промышленности укрупнение производства сопровождается переходом птичников и откормщиков, овощеводов и садоводов в города, к торговле и городскому производству. Так многие доргелинцы от птицеводства перешли к строительству и торговле, к освоению городской промышленности. Вся торговая улица Ахметхана Султана в Махачкале застроена выходцами из этого кумыкского села.

Схема №3. Взаимодействие сельской и городской экономики 52 в Дагестане




Это связанные во времени и пространстве процессы, которые сопровождают и урбанизацию, и земельную реформу, и модернизацию производства. Это цикл, который нужно учитывать и использовать, а не ломать. А в постсоветской многоукладной, но слабой, не имеющей в своем распоряжении достаточного количества городских экономик, системе нужно быть вдвойне осторожными.

В этой мелкотоварной и цеховой, "приусадебной" и "городской одноэтажной" экономике рабочие места создают предприниматели. Источники инвестиций - не средства институциональных инвесторов. Например, обувщики в Махачкале или мануфактурщики в Учкекене и Черкесске создали десятки тысяч рабочих мест. Предприниматели – вот все, что есть у этой новой рыночной экономики, это ее главный ресурс. Чтобы отрасли развивались и увеличивали объемы производства, наращивали количество и разнообразие рабочих мест, достаточны и необходимы только институциональные условия, обеспечивающие интерес и приемлемые риски для предпринимателя.

Из сказанного следует, что реализация инвестиционных проектов на территории Северного Кавказа может привести, и часто приводит, к обратным результатам. К увеличению безработицы и росту социального протеста.

Инвестиционные проекты, которые реализуются сверху, строятся по схеме "внутренний импорт", когда предприятие строится на дешевой земле, с дешевыми трудовыми и энергоресурсами. Центр технологий и инноваций находится далеко, и при изменении конъюнктуры предприятие может закрыться или переехать, оставив после себя экологические проблемы и мало приспособленных к диверсификации рабочих.

"Замещение импорта" 53 интересно тогда, когда его берет на себя конкурентная, динамичная городская экономика. Когда импортируемое предприятие соразмерно и в чем-то созвучно имеющимся уже навыкам, ресурсам, организационным формам и т.д. Есть много примеров, когда обувные фабрики в Махачкале и в Ростове-на-Дону, птицефермы в Карабудахкентском районе Дагестана и в Урванском и Майском районах Кабардино-Балкарии стали основой большого количества цехов и семейных ферм. Но это происходило медленно, и только при соблюдении ряда условий (см. выше).

Если бы дороговизна жизни и недвижимости в Москве и Санкт-Петербурге не препятствовали развитию промышленной и инженерной активности, то это были бы чуть ли не единственные (может быть, еще Пермь, Екатеринбург и другие миллионники) городские среды, инвестиции в промышленное развитие которых были бы эффективны.

Если же новое, "перенесенное", предприятие создается без учета существующей социальной текстуры, без перспективы вовлечения городской предпринимательской среды, то такой импорт производства – это скорее разрушение экономического потенциала предпринимательского сообщества, чем созидание новой экономики.

Сахарный завод в Ногайском районе Дагестана, который планировалось начать строить в 2011 году, был несоразмерен ни человеческим, ни организационным ресурсам района, и был предсказуемо раскритикован представителями ногайского сообщества. Более того, именно протесты против строительства этого крупного сельскохозяйственного производства, на нужды которого должна была пойти почти вся пашенная земля в районе, позволили создать, наряду с постепенным снижением фактического административного веса Ногайского района в республике и сворачиванием даже муниципальной демократии, Национальный Совет Ногайского народа.

Для существующего горнолыжного туризма мог бы стать могильщиком горнолыжный кластер, продвигаемый КСК. Именно поэтому эти инвестиционные проекты не были поняты и поддержаны населением.

Примером таких проектов в сельском хозяйстве могут быть Баксанские теплицы в Кабардино-Балкарии, кожевенная фабрика "Адам Интренешнл" в Махачкале. Примечательно, что строительство воинских частей в горах, создавая большое количество рабочих мест и платежеспособный спрос для местной торговли, приводят к сворачиванию сельского хозяйства и развитию различных видов импорта – от продуктов питания до установки пластиковых окон.

Предпринимательская среда нужна не только как источник менеджерских кадров и инноваций. Без плотной сети экономических, этнических, религиозных, профсоюзных и политических организаций невозможно обеспечить функционирование все тех же институтов собственности, защиты контрактов, наследования, заработной платы и социальной поддержки. А без них – ни защиты инвестиций, ни рынка труда, ни элементарной безопасности на улицах не сформировать.

Некоторые мегапроекты не несут рисков для местной предпринимательской среды, потому что не способны выйти за пределы презентационных совещаний. Это получается, когда целью становится не создание активов, а контроль финансовых потоков или просто перехват инициативы внутри распределяющей деньги коалиции. Связи с реальной экономикой нет, потому что она смертельна для того мира электронных презентаций и вымышленных инноваций, в котором живет "эффективный менеджмент". Острая и динамичная борьба за бюджетные деньги не предполагает траты времени, ресурсов и творческой энергии на физическую реализацию замыслов. Результатом работы становится круглый стол, согласованный проект, "потемкинские деревни" в лучшем случае. Существование этого нового, "проектного" бизнеса постоянно подтверждает практика – Олимпстрой, Саммит АТЭС, "Курорты Северного Кавказа", Сколково. Вредность этой практики – отвлечение интеллектуальных и организационных ресурсов от реальных, "заземленных" проектов. А в том случае, когда электронной презентации оказывается категорически недостаточно, как с Олимпиадой в Сочи, управление проектом переходит в ручной режим на самый верхний уровень.
Модернизация – не идеологический вектор, а комплекс мер по предотвращению хаоса

Учитывая сказанное об инвестициях, нужно говорить и о модернизации. Импорт технологий в предприятия, работающие на экспорт, осуществляется в рамках их текущей хозяйственной деятельности: закупается или берется в лизинг североамериканская, европейская, японская или южнокорейская сельскохозяйственная техника 54, большегрузные грузовые автомобили, строятся современные элеваторы. Внедряются новые технологии на химическое производство, бурением и разведкой нефтяных скважин и других полезных ископаемых занимаются международные компании, на частные строительные предприятия завозится новейшее немецкое, турецкое, даже китайское оборудование.

Даже на уровне мелкотоварного производства понятно, когда говорится о модернизации технологий: применение новых семян, капельного орошения, новых добавок к корму для птицы или скота, новых технологий хранения овощей и фруктов, новой техники для обработки полей. Но модернизация как аналитическое понятие в рассуждении об институтах оказывается слишком широко. Оно используется почти как антоним термина энтропия 55, - но в социальных науках. Как универсальный указатель, отделяющий направление движения "сил света" от направления движения "сил тьмы". Даже когда специально отмечается, что модернизация – это не обязательно благо, звучит эта оговорка примерно как "больной, вам придется потерпеть". Возможно, нужно отделить модернизацию из словаря политика от модернизации из словаря исследователя. Но и в словаре исследователя не все так просто. Трансплантация или выращивание институтов 56, модернизация общества или отдельного института, или отдельного человека – все это разные трансформации. Термин "модернизация" для понимания этих процессов ничего не дает, только вносит элемент оценки, - в "правильном" или "неправильном" направлении происходят изменения. Теория модернизации и теория реформ имеют свою профессиональную литературу, анализ которой здесь не предполагается. В нашем же конкретном случае есть вопросы, однозначные ответы на которые трудно представить. Является ли модернизацией сельского хозяйства (или сельского общества) ликвидация колхозов в 1991 – 1992 годах? А "локальная реституция" 57 по шариату? А переход домохозяйства от выращивания, хранения и продажи овощей к освоению бюджетных денег? А деиндустриализация сельского хозяйства в Ставропольском крае, в процессе которой стала использоваться более мощная и современная техника (трактора, большегрузные автомобили, комбайны). Список таких вопросов почти бесконечен.

Употребляя термин модернизация, понимая его как смысл и суть государственной политики, мы задаем не совсем актуальный способ интерпретации реальности. На оси между управляемой реформой политической системы и хаосом, способным рассеять остатки государственных институтов, модернизация экономических и политических институтов только один из инструментов избежать худшего сценария. Это не цель, а средство. Причем не волшебная панацея, а набор принципиально отличающихся инструментов, которые не могут быть применены одновременно, более того, применение каждого требует отдельного исследования и осмысления.

Примечательно, что распространенное в последнее время в отечественной литературе о Дагестане понятие "конкуренции юрисдикций" (имеется в виду обычай, законы шариата и законы государства 58) стало таким популярным. Проблема выбора между этими тремя правовыми системами иногда возводится в степень борьбы цивилизаций и времен, хотя имеет значительно меньшее значение, чем сама процедура правосудия: от конституирования кодекса и назначения судей до обеспечения исполнения решений. Источники правовых норм, из которых компилируется актуальный кодекс – вопрос историка, а не судьи или законодателя. Нет ни конкуренции юрисдикций, ни политического выбора между ними. Точнее, "конкуренция юрисдикций" - это практическая категория адвокатуры и судебной практики, а не практической политики или теоретического институционального анализа. Имеет значение комплекс формальных и неформальных институтов, а также инструментов их enforcement 59, используемых индивидуальными и коллективными субъектами в борьбе за ресурсы и статусы, и возможность их использования для создания и поддержания эффективного и авторитетного гражданского правосудия. А какие правовые нормы используются в кодексе – это, повторимся, дело лингвистического анализа, вполне интересной и полезной научной практики, а не политической борьбы.
Элементы институционального анализа

Экономика – это очень важная часть, но только часть социального порядка, который начинается с ограничения прямого насилия властью коллектива, будь то самоуправляемый на основе адата или шариата джамаат, или муниципалитет, конституированный в федеративной мозаике политик, и заканчивается сложнейшей системой взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной властей. Благосостояние растет, а конфликты разрешаются системными инструментами, когда социальный порядок включает набор институтов, необходимых для экономического развития: институт собственности и его защита, защита контрактов, институт наследования, социальной поддержки и заработной платы. Все эти базовые институты упираются в обязательность равного доступа к насилию, что, в свою очередь, реализуется только через суд и обеспечение исполнения судебных решений. Конечно, это те позиции, которые в идеале должно обеспечить государство. К сожалению, государство на Северном Кавказе, инфраструктура которого часто не просто разрушена, а приватизирована политическими группами, эти базовые для экономического развития институты не поддерживает.

Более того, на Северном Кавказе действует несколько факторов, которые работают против экономики.
Бронированный "Лексус" – плохой транспорт для предпринимателя

Во-первых, незащищенность собственности ограничивает собственные инвестиции и закрывает доступ предпринимателей на глобальный финансовый рынок. Дело не только в моратории на оборот сельскохозяйственных земель 60, но и в условности формально подтвержденных прав собственности. История с покупкой птицефермы в Буйнакском районе Дагестана 61 демонстрирует, как отсутствие института собственности вытесняет предпринимательство на "бюджетный рынок". Птицефабрика была продана администратором, который присвоил себе формальные права собственности, но неформально фабрика оставалась "колхозной". Новый хозяин не был допущен на территорию птицефабрики, которая оборонялась сельскими активистами, преимущественно выходцами из большого кумыкского села. Поскольку конфликт был переформатирован в этническую плоскость (покупатель – чародинский аварец), бенефициары сделки, партнеры администратора, были вынуждены выкупить объект у "чародинского" предпринимателя. Затем был оформлен тотальный падеж птицы, предварительно проданной, и получена страховка, по некоторым данным на треть превышающая сумму сделки и составляющая более миллиона долларов США. Что логично – количество вовлеченных игроков выросло.

В этом сюжете участие принимали не только покупатель и продавец, но и административно-политические крыши продавца и покупателя, этническая организация кумыков, джамаат села, политическая элита республики.

Незащищенность контрактов тесно связана со слабостью института собственности, и приведенный выше пример является иллюстрацией и проблем с соблюдением договоренностей. Но другой пример поможет углубить понимание. Хозяин цеха по производству обуви в Махачкале, будем звать его Магомед, один из самых "продвинутых" технологически и организационно, рассказал, что в последнее время брал кожу в кредит напрямую у производителя, работающего в одной из северокавказских республик. Поставщик познакомил Магомеда с оптовиком в Москве, который предложил производить берцы (обувь для спецподразделений). Магомед закупил необходимое оборудование и дело пошло. Однако через сезон или два оптовик закупки прекратил, а оборудование еще не окупилось. Что делает Магомед? Он применяет "ишкиль" 62 по отношению к поставщику кожи и не расплачивается за очередной товарный кредит. С точки зрения норм обычного права все верно, с точки зрения современной контрактной практики Магомед поступил неправомерно. В любом случае – потерял поставщика кожи в кредит.

Наследование. Эта практика существует в Дагестане и в других регионах Северного Кавказа в нескольких "правовых полях". Там где основным субъектом права является джамаат, действуют шариатские законы наследования, по которым проведена "локальная реституция". В некоторых случаях, как в селении Наскент Левашинского района Дагестана или Былым Кабардино-Балкарии та же самая "локальная реституция" была проведена не по шариату с участием имама, а по специально созданным правилам. В Наскенте, например, работала выбранная населением земельная комиссия.

За пределами компетенции сельской общины действует совсем другая система. Собственность на землю сельскохозяйственного назначения запрещена, и земля распределяется в аренду на разные сроки. Поскольку арендодателем в конечном счете является "региональный суверен", то право пользования землей – его плата своей клиентелле за верность и союзникам за лояльность. Смена суверена или изменение политического статуса арендатора, например прекращение его полномочий, как главы района, лишает в большинстве случаев и права пользования землей. Это, конечно, несколько упрощенная интерпретация. Вот несколько реальных примеров.

Сады в Черекском районе. В свое время эти сады были взяты авторитетным кабардинцем в аренду у района. Арендатор распределил сады в субаренду, "продав" неопределенные права на пользование землей частным лицам. Когда политическая и экономическая ситуация изменились, сады были возвращены как земельный участок в муниципальную собственность. Для передачи в аренду участка муниципальной земли необходимо проводить тендер. Получилось, что садоводы, один раз уже купившие сады, вынуждены снова участвовать в тендере на аренду земли под своими деревьями.

Еще один пример. Новая Шангода. Это населенный пункт в Кумторкалинском районе Дагестана, который возник на месте кутана колхоза села Шангода в Гунибском районе республики. На момент исследования (2011 год) в Новой Шангоде насчитывалось 120 дворов, а в "материнском" селении в горах всего 28. Стоимость земли в Новой Шангоде в два раза меньше, чем в официально признанных населенных пунктах, и снижается от центра к окраинам, не только из-за инфраструктуры, но и потому, что оформление ее в собственность невозможно, потому что в любом случае неопределенность тем меньше, чем старше и дальше от края участок. По какой границе "планы" будут амнистированы при создании муниципалитета, никто не знает.

Населенный пункт существует под политическим патронажем районной элиты, глава района, члены правительства и депутаты Народного собрания образуют группу бенефициаров существующих отгонных пастбищ, выделенных бывшим колхозам (теперь – СХП) селений района 63. В чем-то эта ситуация напоминает сейзину в феодальной Европе в средние века, но это часть политической системы современного Дагестана. Отмена "Закона о землях отгонного животноводства" возможна только при проведении комплексных политических реформ – это существенная ротация элит и политической системы, по своей сути почти революция.

Институт заработной платы. Например, в Махачкале есть сравнительно развитая легкая промышленность. В нее входит обувная, швейная, мебельная отрасли, устроенные преимущественно из массы мелких, часто семейных, цехов или мастерских. Средняя зарплата, которую может платить предприниматель, – 20-30 тысяч рублей, в зависимости от квалификации работника. Высокие бюджетные зарплаты, которые можно "купить" за откат и легкие деньги, которые позволяют получить участнику административной элиты его положение, делают реальное производство бессмысленным. А стоимость рабочей силы увеличивается без увеличения производительности труда, что мешает конкурентоспособности производителей Дагестана даже на уровне российского рынка. В итоге предприниматели мечтают превратиться в чиновников, а работники стать офисным планктоном государственных учреждений и государственных или около государственных корпораций.

Рабочее место милиционера, офицера ППС, в Дагестане стоит от 300 тысяч рублей 64, стоимость оформления инвалидности от 40 тысяч и выше, в зависимости от категории и режима подтверждения статуса инвалида.

Получение кредитов или инвестиций либо связано с "откатами", делающими легальный бизнес невозможным, а привлеченные средства, так или иначе, списываемыми на потери. Популярными же финансовыми инструментами до последнего времени были: материнский капитал, сертификаты на который скупались с существенным дисконтом; финансовые пирамиды 2012 года, вроде оплаты "приор" со скидкой, затянувшие несколько десятков миллиардов рублей; сельскохозяйственные кредиты на несуществующий скот; получение страховки за не существ
Понравилась статья, поделись с друзьями :

Комментарии по теме:

Источники конфликтов и развития на Северном Кавказе
0
Комментария

Мы в социальных сетях