Новости:Просмотреть все новости

Безнравственная конкуренция за пост в духовенстве

Безнравственная конкуренция за пост в духовенстве
Убийство Ильяса–Хаджи Ильясова, религиозного и общественного деятеля, имама одной из городских мечетей Махачкалы, авторитета кумыкского национального движения в республике, даже для, казалось бы уже привыкших если не ко всему, то ко многому, дагестанцев стало настоящей неожиданностью.

Слишком светский для радикалов, слишком резкий для привыкших к осторожности «духовников», слишком открытый, для привыкших все-таки к сдержанной отстраненности общественников, он был нестандартен и ярок.

Практически все, кто знал его, начинают свои комментарии со слов «очень светлый, теплый доброжелательный…». Шейх нахшбандийского тариката, он был уважаем и приверженцами иных течений действовавших на дагестанском сложном и противоречивом исламском пространстве.

Его часто называли «Шейх от народа» именно за его доступность и отзывчивость. Но принципиальный, но категоричный, но жесткий в вопросах отстаивания позиции – он был неординарен, но это не повод для убийства. На Кавказе кровь не проливается просто так и это убийство явно не носит спонтанный или случайный характер.

«Все было спланировано, это очевидно….»

Первые результаты осмотра места происшествия и анализ обстоятельств, не оставляют сомнений – убийство спланированное, тщательно подготовленное, причем, готовились к нему долго. Время и место убийства было определено тем, что Ильяс-Хаджи регулярно ездил на обязательную для мусульманина в месяц Рамадан ночную молитву–таравих. «Точное время его выезда из дома можно было определить только долгим систематическим наблюдением за ним», — говорят оперативники, занимающиеся расследованием этого дела.

«Как-то дней десять назад он подвез меня на таравих, я еще спросил его, почему он свою машину продал? На это Ильяс-Хаджи ответил, что его машину слишком много людей знает, а сейчас сложная ситуация и он вынужден обезопасить себя, хотя бы элементарной маскировкой», — сообщил работник магазина автозапчастей, расположенного напротив дома убитого.

Свидетелей убийства немного, очевидцы говорят, что все произошло слишком быстро. «Машина уже отъезжала от ворот, когда черная «Приора» притормозила, «Честно говоря, я в первый момент подумал, что кто-то поздороваться остановился», — рассказывает очевидец.

Киллеры в масках и спецодежде черного цвета, подкараулили 66-летнего Ильяса-Хаджи Ильясова, когда он в сопровождении водителя садился в машину. Преступники (предположительно трое) открыли стрельбу из пистолетов и винчестеров. Преступники скрылись. Ильясов скончался на месте, а его помощник с многочисленными ранениями был доставлен в больницу.

Камиль Омаров, хирург Центральной республиканской больницы, оперировавший выжившего в перестрелке помощника имама, Шамиля Ахмедова рассказал, что у его пациента серьезные ранения.

«Во время операции выявлено, что у больного обширное повреждение печени, сквозное ранение. Открылось внутреннее кровотечение».

«Из-за тяжелого состояния полицейские не могут его допросить», — сообщается на сайте МВД по Республике Дагестан.

Возможно, его застрелили из-за религиозной деятельности. По данным дознавателей, 5 лет назад он был имамом одной из мечетей Махачкалы, сейчас нигде не работал, но ему постоянно угрожали.

Гамид Шанавазов, сосед погибшего Ильяса Ильясова упомянул о существовании некоторых расстрельных списках, в которых мог состоять убитый религиозный деятель.

«Три дня тому назад он говорил, что находится в расстрельных списках. Я не знаю, что это за списки, но он говорил так. Тех, кто это сделал, людьми нельзя назвать. Зверями, наверное, тоже ласково… Даже не знаю, как их назвать. Как они могли сотворить — в месяц Рамадан убить человека, который ехал на намаз?».

Нападавшие скрылись на автомобиле «Лада Приора» без госномеров. По горячим следам задержать преступников не удалось. Личности нападавших устанавливаются. В качестве основной версии убийства Ильяса-Хаджи Ильясова следователи рассматривают его религиозную деятельность.

Версии убийства

Помимо официальной версии правоохранительных органов, достаточно стандартно вписавшейся в шаблон, выдаваемый при подобных преступлениях, как «профессиональная деятельность», «критика экстремистов». В пользу этой версии говорит и то, что Ильясов был также известен отрицательным отношениям к салафитским течениям Ислама.

В Дагестане уже говорят о нескольких версиях убийства. Основная из которых – борьба за кресло главного муфтия республики, руководителя ДУМД (Духовного управления мусульман Дагестана). Муфтий Дагестана Ахмад-Хаджи Абдуллаев до сих пор не сделал никаких заявлений по поводу убийства такого видного религиозного деятеля.

В 1980-е Ильясов работал сначала имамом пятничной мечети в Буйнакске при Духовном управлении мусульман Северного Кавказа (ДУМСК), а после распада муфтията занимал ряд важных общественных постов.

С 1994 года Ильясов находился в оппозиции к официальному Духовному управлению мусульман Дагестана, заявлял о нелегитимности его руководства.

В разные годы Ильясов занимал высокие посты в руководстве республики. Он был советником главы Правительства Дагестана и зампредседателя Комитета по делам религии.

Свободно владея арабским языком, он подготовил и издал перевод части Корана с комментариями на кумыкском языке. С начала 1990-х Ильясов находится в оппозиции к муфтияту, не признавая законность нынешнего руководства ДУМД, обвиняя его в засилье аварцев и последователей шейха линии накшбандийа-махмудийа Саида-афанди Чиркейского.

По неофициальным данным у него было до полутысячи мюридов – последователей. Право на наставничество в тарикате он получил в 1998 году от одного из наиболее влиятельных дагестанских шейхов линии халидийа Мухаммед-Амина Гаджиева.

В последние годы, все чаще звучало недовольство народа слабым управлением и влиянием нынешнего руководства муфтията Дагестана. Именно Ильясова называели самым реальным претендентом на пошатывающееся кресло руководителя ДУМД.

Реакция властей

Врио главы республики Дагестан Рамазан Абдулатипов, комментируя убийство имама Ильяса Ильясова, заявил, что убийство не останется безнаказанным.

«Эти люди либо фанатики, либо люди, подкупленные международными террористическими центрами, либо это люди, которые зарабатывают на этом, под прикрытием этих идей делают свой грязный кровавый бизнес. Эти вещи надо отличать», — сказал Абдулатипов.

При этом Абдулатипов отметил, что власти Дагестана «достаточно жестко подходят» к чиновникам, которые сотрудничают с преступниками, за последнее время ряд чиновников были освобождены от своих должностей.

«Когда я говорю о том, что есть люди, которые сотрудничают с этими бандитами, экстремистами, фанатиками, очень много шуму бывает в средствах массовой информации. Обвиняют в диктаторских методах, а на самом деле ситуация чрезвычайно сложная. Надо сочетать все методы. Мы это сейчас пытаемся делать, в частности, чтобы была позиция. Когда я приехал в республику, если проводилась операция против бандитов, экстремистов, то люди выходили целыми толпами на защиту этих экстремистов. Сегодня такой явной поддержки в их адрес нет.

Мы определились очень четко: власть должна быть светская. И для всех религиозных течений, вероисповеданий должны быть нормальные условия. Вообще мы говорим, нам по большому счету не до этого, допустим, кто в какую сторону молится. Это не мы определяем. Мы проявляем свою позицию, когда эти люди под религиозными идеями нарушают права человека, когда они начинают выступать против государства, когда они начинают убивать наших граждан. И в этом случае власть должна быть достаточно жёсткой и адекватной по отношению к этим людям». – сказал он в интервью радио «Эхо Москвы», комментируя криминогенную ситуацию в Дагестане и планируемые меры по урегулированию неспокойной обстановки.

«Поэтому приходится в этих условиях находить возможности, для того чтобы решать эти вопросы. Я думаю, что мы эти вопросы решаем, но не такими темпами, как нам хотелось бы. Мы хотим общество и власть избавить от этого, людей избавить. К сожалению, я ещё раз подчёркиваю, что годами это всё было упущено» — в частности добавил Рамазан Абдулатипов.

В Следственном комитете Республики Дагестан возбудили уголовное дело по двум статьям «Покушение на убийство» и «Незаконный оборот оружия».

Убийство Ильясова только с начала года стало четвертым нападением на религиозных деятелей в Дагестане. До этого двое из скончались, двое были тяжело ранены.
Источник:
Понравилась статья, поделись с друзьями :

Комментарии по теме:

Безнравственная конкуренция за пост в духовенстве
0
Комментария

Мы в социальных сетях