Новости:Просмотреть все новости

Что такое такфир и как его рассматривает Шариат?

Уважаемый шейх. Что такое такфир и как его рассматривает Шариат?

Шейх Абдулла Джибрин:

Такфир – это выведение из Ислама определенных личностей или людей с определенными убеждениями или тех, кто исповедует определенную религию. Того, кто вышел из религии Ислам называют кафиром. То есть человек либо мусульманин, либо кафир. И это из убеждений ахлю-сунна. Куфр и Ислам это две противоположные и противоречащие друг другу вещи. С теми, кто в Исламе строятся взаимоотношения как с мусульманином, даже если он совершает что-то из нововведений, которые не выводят из Ислама. А с тем, кто является неверующим, строятся отношения как с неверующим, даже если он обладает некоторыми качествами, присущими мусульманам. То есть человек является либо верующим, либо неверующим. В некоторых текстах (аяты или хадисы) применяется слово куфр в отношении мусульманина за совершение определенных грехов. Однако, ученые сказали, что такой куфр не выводит из религии.

Каковы причины распространения такфира?

Вероятно то, что они посмотрели на некоторые тексты, в которых применяется слово куфр, однако, они не прочли разъяснений ученых по этим текстам. Тем самым они сошлись с хариджитами в этом неправильном убеждении, так как хариджиты считают большой грех куфром, а малый грех большим. Тем, кто распускает свои языки, обвиняя в неверии мусульман, прочитав некоторые тексты без разъяснения ученых, мы ответим так: «Существуют тексты в аятах Корана и хадисах, которые понимаются, как угроза (а не в прямом смысле). Например, угроза от Аллаха убийце: «Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения» (Коран. 4:93). А также угроза тому, кто пожирает имущество сироты: «Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени» (Коран. 4:10). Угроза тем, кто во время сражения убегает с поля битвы: «Те, которые в такой день повернутся спиной к неверующим, кроме тех, кто разворачивается для боя или для присоединения с отрядом, навлекут на себя гнев Аллаха. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (Коран. 8:16). И таких аятов в Коране много. Также существуют хадисы, в которых применяется слово «куфр». Например, слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Ругать мусульманина – нечестие, а сражение с ним – куфр». А также его слова, мир ему и благословение Аллаха: «Два качества в людях является неверием: ругать родословную и громкое причитание по покойному». Ученые единогласны в том, что подобное не выводит из религии, даже если это и называется куфром и имеет с ним схожесть. Таким образом, ученые ахлю-сунна, разъясняя это, сказали, что такие аяты и хадисы приводятся для того, чтобы люди предостерегались от совершения этих грехов, а также для того, чтобы нечестивцы не погрязли в этих грехах, считая их незначительными.

Каким образом по Шариату выносится постановление о том, что человек стал кафиром?

Шейх Салих Али Шейх:

Ученые говорят, что категорически нельзя выводить из Ислама мусульманина, засвидетельствовавшего, что нет божества кроме Аллаха, и Мухаммад Посланник Аллаха, кроме как с ясным доказательством, равным тому, с чем он пришел в Ислам. Ведь он зашел в религию с ясным доказательством: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад Посланник Аллаха». Выведение из этого свидетельства должно быть таким же ясным, как и само это свидетельство. Поэтому ученые установили условия и препятствия для такфира.

Условиями такфира являются:

1. Намерение. Слова или действия человека должны быть преднамеренными.

2. Знание. То есть знание того, что он говорит. Чтобы он не был невежественным человеком или живущим далеко от знаний.

3. Сомнение. Для осуждения обязательно устранить у него сомнения. Возможно, он делает та’виль (искажение) или же неправильное толкование. Всякое возможно. Если есть вероятность неправильного понимания в его словах, действиях или поведении, то непременно надо обратиться к судье или к муфтию, для того, чтобы они разъяснили ему его ошибку.

Такфир выносится только в том случае, когда в этом вопросе есть единогласное мнение ученых. И он не выносится в тех вопросах, в которых есть разногласия ученых. Например, один ученый считает, что такое-то действие выводит из Ислама, а другой так не считает, и нет явного довода из Корана и Сунны, которые бы доказывали мнение одной из сторон. Значит, это стало вопросом иджтихада о вероотступничестве, а в этом случае нельзя делать такфир, потому что такфир – это выведение из религии, и он непременно должен основываться на явном и единогласном решении. А в тех вопросах, в которых есть разногласия делать такфир нельзя.

Мухаммад Хасан

Кто дал тебе право вершить суд над людьми?! Ты говоришь: такой-то кафир! Такой-то нечестивец (фасик)! Дорогой брат, остановись, постой! Знай, ты будешь спрошен: «почему назвал такого-то кафиром?! Почему разжигал смуту между людьми?!» Брат, лучше следи за собой, за своим сердцем и искренностью. Чего ты хочешь этими словами: довольство Аллаха или угождаешь своим страстям? Не обвиняй в неверии никого. Ты обвиняешь людей говоря: «такой-то кафир». Клянусь Аллахом ты не будешь спрошен в Судный день: «почему не обвинил такого-то в неверии?» Но наоборот будешь спрошен: «Почему обвинил такого-то в неверии?!». «О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты – неверующий», – стремясь обрести тленные блага мирской жизни. У Аллаха есть богатая добыча. Такими вы были прежде, но Аллах оказал вам милость, и посему удостоверяйтесь. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран. 4:94)

Шейх Салман Авда

Человек, который обвиняет в неверии целые страны и общества, сам попадает в чувство изолированности и отчужденности. Я помню одного молодого человека, который говорил о футболе. Он говорил, что судья кафир, потому что он судит не тем, что ниспослал Аллах. Также и игроки кафиры, потому что подчинялись судье, который судит не тем, что ниспослал Аллах. А что с обществом? Он говорил, что они тоже кафиры, потому что они довольны этим судом и не противодействовали ему. Эта цепная реакция в вынесении приговоров людям и выведения их из религии приводит к тому, что тем самым человек изолирует себя от общества.

Шейх Мухаммад Исмаил

Один из моих однокурсников был из «Джамаата Такфир» - современных хариджитов. Дело дошло до того, что в его глазах единственной спасшейся группой стали он, его мать и его младший брат. Конечно же, я помню его имя, ведь он был моим однокурсником… Он назвал кафирами даже такфиритов, которые существовали в то время. Конечно же, в первую очередь, он сделал такфир нам, салафитам. Он сказал, что на земле нет ни одного мусульманина кроме него, его матери и младшего брата. Они единственные, кто остались на религии Пророка Ибрахима. Однажды этот человек спорил по какому-то вопросу с одним из наших братьев. Ему сказали, что есть малый зульм и малый куфр. Это известное правило. Он ответил, что таких понятий не существует. Как доказательство наш брат сказал, что аль-Бухари в своей книге назвал главу «Неблагодарность по отношению к мужу и малый куфр». Он ответил, что аль-Бухари кафир! Шейх Альбани? Альбани кафир! Так почему же вы читаете его книги и приводите его слова как доказательство? Он ответил, что разрешается брать мнение кафира и использовать его слова. Но не это главное. Главное то, что он говорит, что не существует малого зульма. Наш брат сказал ему, что Пророк Сулейман сказал: «Нет божества, кроме Тебя! Ты Свят! Поистине, я был из числа несправедливых (совершил зульм)», на что тот ответил, что Сулейман тоже был кафиром! Посмотрите на его невежество. Он обвиняет в неверии Пророков!

Шейх Мухаммад Хасан

Однажды ко мне пришла группа молодых людей, - просим Аллаха исправить нашу молодежь. Они пришли на урок по акыде в Мансуре (город в Египте). Их было много. Они стояли на улице и ожидали, пока мы совершим вечернюю и ночную молитву, и пока не закончится урок. После урока они подошли и сказали:
- Шейх, мы хотим поговорить с Вами.
- Хорошо, брат.
- У нас есть сомнения и мы хотим разобраться.
- Пожалуйста.
- Мы считаем неверными всех людей: правителей и подчиненных. Все они кафиры.
- А ученые?
- Нет.
- А я, по-вашему, кто?
- Вы ученый (хотя я считаю себя джахилем).
- Вы молились с нами?
- Нет, как же мы будем молиться с неверными?!
- Пожалуйста, проходите.
Они зашли и, клянусь Аллахом, с ними были и девушки. Бедняги. Я сказал, кто будет говорить, тот пусть подойдет поближе.
- Ты амир?
- Да, я амир.
- Подожди, давай, прежде чем начнем спор, определимся с основами, на которые будем опираться. Ты выучил Коран?
- Нет.
- Хорошо. Ты выучил 1000 хадисов?
- Нет.
- Читал книги об основах религии?
- Нет.
Клянусь Аллахом, так и было!
- Можешь ли ты объяснить разницу между доказательствами, степенями доказательств и тем, что аннулирует эти доказательства?
Он был в недоумении и изменился в лице…
- Брат, ты можешь привести пример правил о целом и детальном, об общем и определенном, об отменном и отменяющем?
Братья, это основы знаний по Шариату, чтобы говорить на такие опасные темы (такфир). Как ты можешь говорить на такие темы, не имея основ знаний?! Так нельзя!
- Хорошо, брат. Советую тебе вначале выучить Коран, так как это основа доказательств. Как ты будешь приводить доказательства не зная основ доказательств? И выучи, как минимум, 1000 хадисов. Изучи книги по основам религии. И потом, иншааллах, вернешься к своим братьям, чтобы совершить вместе с ними намаз ради Аллаха.

Шейх Ахмад Гамиди

Одной из причин распространения такфира является опора на старые книги по фикху. И это не значит, что их не надо читать. Нет. Однако, много, что есть в этих книгах, нельзя применять к действительности, в которой мы живем. Упомянем некоторые высказывания ученых об этой проблеме, которые предостерегали от этого. Ибн Кайим, да помилует его Аллах, сказал по этому поводу, что не следует опираться на старые книги по фикху, потому что не все, что есть в этих книгах подходит к нашей действительности. И он сказал следующее: «Кто дал фатву просто опираясь на то, что в книгах, не беря в расчет различие людей в понятиях, привычках, время, местность и положение, тот заблуждается сам и вводит в заблуждение других. Его преступление против религии больше преступления врача, который лечит всех людей одним и тем же методом, опираясь на книгу по медицине. Он не берет в расчет различие стран, привычек, времени и природных качеств людей. Невежественный ученый и невежественный врач наносят самый большой вред религии людей и их здоровью, и да поможет нам Аллах». Ибн Кайим, да помилует его Аллах, говорит: «Применение старых фатв на новые обстоятельства, которые совпадают в названиях и отличаются в положениях, приводят к заблуждению, так как жизнь людей меняется. Проблемы исламского общества и происшествия в мире отличаются от того, что было в прошлом». По этой причине у имама Шафии, да помилует его Аллах, в Ираке был один мазхаб, а когда он переселился в Египет, он поменял свой мазхаб полностью. Почему? Потому что обстоятельства людей изменились, но не потому, что изменилась религия. Религия предусматривает все происходящие изменения и противоречия и поэтому изменение фатвы является нормальным явлением. И это потому, что обстоятельства и проблемы изменяются в зависимости от времени. Более того, одну из глав своей книги «А’лям аль Муакки’ин» он назвал «Глава об изменении и различии фатв по мере изменения времени, местности, обстоятельств, намерений и целей». Однако кто разбирается в этом? Ученые. А эти молодые студенты берут частичные постановления и применяют их относительно проблем Уммы. Необходимо сказать, что есть частичные постановления и общие правила, и они оба должны быть соблюдены в применение на происходящее.
Отличается ли вынесение решения, что какое-то действие является куфром, от вынесения решения относительно того, кто это действие совершил?

Шейх Салих Али Шейх

Не каждый, кто совершил куфр становится кафиром. Не каждый, кто совершил нововведение – нововведенец. Не каждый, кто совершил нечестие – нечестивец. Потому что установление этих решений, это другая тема. Слово, дело, сомнение или неправильное понимание и т.д., которое совершает человек, бывает нововведением, нечестием или куфром. То есть его действие будет либо нововведением, либо нечестием, либо куфром. Как устанавливается решение по этим вопросам? Мы уже говорили, что для этого должны наступить все условия и устранены препятствия.

Шейх Ахмад Гомиди

У наших праведных предков есть правило, что какое-то действие является куфром, но совершивший это не становится кафиром. Потому что для такфира есть свои условия и препятствия. Когда юноша читает высказывание ученых о такфире, он думает, что личности становятся кафирами. Человек может совершать дела куфра, но в то же время не становиться кафиром. Потому что выносить решение относительно определенного человека, что он кафир, дело не легкое. Для этого нужно, чтобы в человеке были все условия для такфира и не было препятствий. И об этом упомянули ученые в своих книгах по данной теме. Здесь мы упомянем некоторые высказывания ученых о запрете такфира личности. Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Произношение некоторых слов является куфром, однако некоторые люди могут не знать, что это куфр. Поэтому не выносится такфир личностям, пока до него не доведут довод». Слова ибн Таймии и других ясно дают знать, что они не выносили личный (персональный) такфир людям такой заблудшей группы как «джахмия». Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Человек, произнесший слова, которые выводят из Ислама, может быть оправдан по следующим причинам: возможно, до него не дошли тексты, обязывающие знание истины; возможно, что тексты дошли до него, но у него они не подтвердились; или у него не было возможности для совершения этого действия; или же у него есть сомнения, из-за которых Аллах его простит». Вот эти вещи препятствуют такфиру. Поэтому не стоит выносить такфир личностям. Какое-то действие может быть куфром, но ему не выносится такфир личности. Молодежь, которая занимается такфиром, узнав, что некоторые ученые называют некоторых людей кафирами подумали, что каждая личность, которая совпала с ними в действиях, становится кафиром.

Шейх Мухаммад Хасан

Шейх Мухаммад Абдульваххаб, которого обвиняют в том, что он самый ярый такфирит, говорит в своей книге «Дурар ас-Самия фи аджуйба ан-Надждия»: «Если мы не считаем кафирами тех, кто совершает таваф (обход) вокруг идола, который стоит на месте могилы Бадави, то как же мы будем обвинять в неверии тех, кто совершает меньшее?!» Ты должен понять, что должен установить довод. Ты скажешь, что довод доведен. Брат не торопись! Общий довод (худжа) дошел с посланнической миссией Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Есть другой, частный довод, который надо довести до каждой отдельной личности для того, чтобы принять решение стал ли человек кафиром, нечестивцем или нововведенцем. И обрати внимание на то, что проблема не в том, чтобы просто довести довод. Этот довод надо довести так, чтобы человек понял его. Шейх ибн Таймия сказал: «Есть разница между установлением довода и его пониманием».

Шейх Салих Али Шейх

Ученые говорят, что одним из правил выведения человека из Ислама является: «Кто сомневается в куфре кафира, тот сам становится кафиром». Некоторые люди подумали, что это правило означает, что, если кто-то скажет, что такой-то кафир, и кто-то усомнился в его куфре, тот сам становится кафиром. Шейх уль-Ислам ибн Теймия и другие ученые салафитского призыва разъяснили, что кафир, которого имели в виду ученые в этом правиле, это тот, кого назвали кафиром Аллах или Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха, прямым текстом, или же было принято единогласное решение ученых, что такой-то стал кафиром. Что же касается человека, относительно которого такфир вынесен на основе иджтихада, то есть кто-то из ученых вынес ему такфир, а кто-то нет, то такой человек не подпадает под это правило.

Шейх Саид Абдульазым

Закончим разговор разъяснением правила «Кто не считает кафира кафиром, тот сам становится кафиром». В этом правиле говорится о кафире, относительно которого нет сомнения, а не о том, относительно кого разногласили ученые, или же решение относительно которого вынесено на основе иджтихада. Это правило применимо относительно куфра Фараона или, например, Абу Джахля. И мы говорим, что тот, кто не считает их кафирами, сам становится кафиром. Однако это правило не распространяется на того, кому вынесен такфир на основе иджтихада. Например, вынесение такфира ижтихадом на правителя, который не судит по законам Аллаха. Если ты применишь это правило на тех, кто не считает такого правителя кафиром, то ты обвинишь в неверии многих людей. Имам Ахмад считает кафиром того, кто не совершает намаз из-за лени, а имам аш-Шафии не считает такого человека кафиром. Разме имам Ахмад, опираясь на это правило, сделал такфир имаму аш-Шафии? Нет! Хотя он не выносил такфир оставившему молитву из-за лени. Это правило применимо только к тем, в чьем куфре нет сомнения.

Шейх Салих аль-Фавзан

Обязанностью исламской молодежи является взяться за получение полезных знаний, с которыми они смогут отличить истину от лжи, и особенно, чтобы различать, кто из грешников стал кафиром, а кто нет. И чтобы у них было понимание об их положении. И нельзя им говорить на такие темы, пока они этого не изучили. Сначала знание! Изучив это полезное знание они смогут говорить на основе полной сознательности, беспристрастно и справедливо. Если же они будут говорить без знаний, то они в большой опасности! Всевышний Аллах сказал: «не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу» (Коран. 17:36). Также Всевышний сказал: «Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» (Коран. 7:33), и сказал Он: «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха. Недолго им пользоваться благами, ведь им уготованы мучительные страдания» (Коран. 16:116-117). О мусульманская молодежь! Держите языки за зубами от этих тем, так как сейчас время смуты, страха, невежества и следования страстям!

Мухаммад Хасан

Мой искренний совет от всего сердца нашей молодежи и студентам, чтобы они находились среди людей и учили их таухиду и сунне, но делали это вежливо с любовью, милосердием и мудростью.

Подготовил: Мавлудин Караханов
Источник
Понравилась статья, поделись с друзьями :

Комментарии по теме:

Что такое такфир и как его рассматривает Шариат?
0
Комментария

Мы в социальных сетях