Новости:Просмотреть все новости

О проблемах духовно-нравственного воспитания молодежи

Духовно-нравственное воспитание молодежи имеет чрезвычайную значимость. Много раз говорилось о том, что в настоящее время наше общество переживает духовно-нравственный кризис. Это кризис и государственных, и общественных механизмов социализации молодого поколения. Характерными чертами его стали, в частности: снижение привлекательности и значения базовых социальных ценностей для молодых людей; преимущественно развлекательная направленность жизненных интересов; вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символиками; приоритет потребительской ориентации в сознании и поведении молодежи; развитие настроений социального протеста; повышенный уровень агрессии; рост молодежной преступности, алкоголизма и наркомании и т.д. Обострились проблемы деморализации, духовного обнищания молодежи.


Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ.

Наверное, не будет преувеличением сказать, что задача духовно-нравственного воспитания молодежи сегодня стоит осмыслить как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Понятно, что такое положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов.

Сегодня государственная политика духовно-нравственного воспитания молодежи отсутствует. Иначе как объяснить то безобразие, которое происходит в информационном поле? Я имею в виду телевидение, радио, газетно-журнальную продукцию. Из информационных источников молодежи буквально навязывается антисоциальное поведение. Под прикрытием отстаивания демократических принципов свободы слова, свободы информации идет полная деморализация молодежи. Всевозможные рекламы призывают к "соблазну", "наслаждению", "искушению". Разнообразные реалити-шоу пропагандируют откровенную пошлость. Практически все юмористические передачи строят свой "юмор" на аморальных темах. Радиоэфир заполнен уличным жаргоном и ненормативной лексикой. Газеты и журналы пестрят обнаженными телами и вызывающими позами. Я не говорю уже об Интернет-сайтах, целенаправленно развращающих молодёжь. Куда деваться молодому человеку с неокрепшей психикой, с неустоявшимися взглядами на добро и зло от этого натиска бескультурья и безнравственности?!

На эти вещи государству пора обратить пристальное внимание.

В обсуждаемом сегодня контексте особо возрастает роль традиционных религий, семьи и школы.

Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными во всех мировых религиях. Если говорить об Исламе, то здесь разработана целая система морально-этических норм и предписаний. В сущности, целью Ислама является отдаление людей от плохих деяний и воспитание в них высокой нравственности. Посланник Аллаха определил основную цель своей великой миссии словами: "Я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность". Богобоязненный человек, понимающих свою религию правильно, не совершит непристойных проступков. Поэтому религиозного воспитания бояться не следует, как это мы нередко наблюдаем в современном обществе. Мы, священнослужители всех традиционных религий, единодушны в том, что внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести и т.д. Поэтому религиозной морали стоит обучать детей с малых лет.

И это надо делать, в первую очередь в семье. Именно она как важнейший социальный институт, наиболее эффективно может, я бы сказал даже, обязана противостоять деградации культуры, нравственных ориентиров, поведенческих нормативов. Но сегодня и семья испытывает глубокий кризис. Наблюдается крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Поэтому необходимо серьезнейшим образом продумать: как вернуть институту семьи свойственные ему социализирующие функции? Здесь важным представляется помощь семье со стороны и государственных органов, и общественных структур, и религиозных организаций, и педагогических работников.

Что касается школы, то опять же духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования, к сожалению, оказались сведенными к минимуму. Сегодня российскую образовательную политику во многом определяет некий либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных, материальных интересов над религиозными и нравственными ценностями. Этот стандарт характеризуется совершенно новыми для нас ценностями - вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей, психологией эгоистической личности и т.д. Государству необходимо напрямую заниматься возрождением системы образования, неразрывно связанного с подготовкой не просто образованного, но и высоконравственного человека. В этой связи и в образовательных учреждениях нецелесообразно пренебрегать огромным нравственным потенциалом религий. Мы отнюдь не претендуем на замену светского образования на религиозное. Уверен, что поликультурное воспитание, сочетание в нём светского и духовно-религиозного компонентов принесет только положительные плоды.

Резюмируя сказанное, хотел бы обратить внимание на необходимость одновременного включения духовно-нравственной составляющей в воспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений, средств массовой информации, общественных организаций. Духовно-нравственное воспитание должно сопровождать ребенка с малых лет до становления взрослой личности.

Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Исходя из этого, предлагаю Общественной палате выступить инициатором и основным разработчиком Республиканской целевой программы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи в Кабардино-Балкарской Республике.


Муфтий Кабардино-Балкарии Хазретали Дзасежев


Источник: www.islamio.ru
Понравилась статья, поделись с друзьями :

Комментарии по теме:

О проблемах духовно-нравственного воспитания молодежи
0
Комментария

Мы в социальных сетях