Новости:Просмотреть все новости

Мусульманский Харбин

История Ислама в Китае началась более тысячелетия назад, за это время исламское вероисповедание успело укрепиться на этих территориях и приобрести свои особенные черты. Конечно, сегодня, как и много веков назад, Ислам в КНР неоднороден, а лучше сказать многообразен. И здесь речь не идет о фундаментальных установлениях мусульманской догматики, но мы имеем в виду те детали, которые накладываются на жизнь верующих из-за особенностей территории проживания, местной культуры и т.п. Этнический состав китайских мусульман представлен примерно 10 национальностями, среди которых туркмены, салары, татары, казахи, киргизы, узбеки, дунсяне, баоань, горные таджики, а также наиболее многочисленные уйгуры и хуэйцы (в китайской литературе национальность Hui).

Наше личное знакомство с китайскими мусульманами началось еще до посещения Китая. Изначально мы попытались найти какую-либо информацию в интернете. Как оказалось, проще найти что-либо о мусульманских предпринимателях в стране, нежели о культовых местах. Однако это тоже помогло сделать определенные выводы. Ведь экономическая активность является показателем активной социальной позиции верующих мусульман в целом, а в КНР существует немало торговых, транспортных, промышленных, банковских компаний, принадлежащих либо отдельным мусульманам, либо целым исламским обществам. Здесь уместно в качестве примера назвать нефтяную компанию «Ляонинсинюе» и мясоперерабатывающая компанию Хаоюе на Северо-Востоке страны [Ли Синь «Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ»]. Далее нам встретился очень интересный портал islamichina.com. Посредством этого сайта можно посетить мусульманские культовые места Китая экскурсионным туром. Здесь же можно найти информацию о «Халяль» в различных городах КНР. Сам портал представлен на английском языке, поэтому достаточно просто найти необходимую информацию. Модераторы сайта очень быстро отреагировали на наш запрос. В целом, можно сказать, что мусульманская инфраструктура достаточно хорошо развита в Китайской Народной Республике.

Местом назначения для нас стал Харбин, так называемая «Восточная Москва». Так город стали называть, поскольку он стал центром русской эмиграции во время революционных событий в России в начале двадцатого века. Отправной же точкой был город Благовещенск. Переправившись через Амур, мы оказались в китайском городке Хэйхэ. К сожалению, найти мечеть здесь нам не удалось, так как мы не располагали достаточным количеством времени, вечером мы должны были сесть в поезд, который следовал до Харбина. Однако мы все же сделали попытку. Прогуливаясь по пешеходной улице Хэйхэ, мы заметили мужчину в тюбетейке, он продавал дыни. Мы решили, что покупка дыни станет хорошим предлогом, 1 юань за кусочек дыни на палочке- не так уж и много, особенно относительно цен в Благовещенске. Купили 2 кусочка, пока он искал сдачу, спросили у него на русском о мечети. Итогом стало то, что, как нам показалось, он назвал себя туркменом, далее же следовало только «бу минбай» от нашего туркмена, что значит «не понимаю». Вот так и закончилась беседа, продолжать разговор мы постеснялись. А с дыней пришлось расстаться, был еще белый день на дворе. В Харбине мы уже точно знали, куда нужно идти, у нас был адрес. Но перед посещением действующей мечети нам совершенно случайно удалось найти Тюрко-татарскую мечеть, которая была построена еще в 1937 году татарским обществом Харбина, ныне она не действует. «Turkey Mosque» была закрыта, внутреннюю обстановку мы смогли посмотреть только через окна. В цокольном этаже, как оказалось, находился сторож. Он был в белой тюбетейке без рисунка, в таких были все мусульмане, которых мы видели в Харбине, даже некоторые женщины. Сторож объяснил, что мечеть закрыта, не работает для посещений. Мы побродили вокруг и отправились в гостиницу. На следующий день мы уже отправились в действующую мечеть. Она находилась недалеко от места нашего проживания, решили добраться на такси. Если Вам придется посещать Китай, ИншАллаh, садитесь только в государственное такси, эти машины легко отличить от «черных такси». Через 20 минут мы уже оказались у входных ворот Харбинской мечети, заплатив при этом всего десять юаней, что в два-три раза дешевле, чем у нас. Первое впечатление было однозначным- восторг! Большой достаточно комплекс культовых построек, который видно издалека. Белоснежные стены с зелеными луковичными куполами. Причем, мы сразу не смогли понять, что именно здесь мечеть, поскольку одну сторону этого комплекса ограничивали халяльные магазинчики и закусочные, очень плотно прилегавшие друг к другу. Перед входом я очень волновалась, потому как практически использовать китайский ранее не приходилось, поэтому еще минут десять у нас ушло на настрой и «набраться смелости». В центре двора стояла беседка, в которой сидели только мужчины, но к нашему счастью в левой части комплекса находились помещения для омовения, именно для женщин, туда то мы и направились. Перед входом в комнату на низкой скамеечке сидела женщина в белом платке, который был завязан так, что уши оставались полностью открытыми. Я сразу вспомнила старые семейные фотографии в татарских семьях, где у женщин часто видно уши. Сразу смелость то и вернулась ко мне. Я стала пытаться объяснить, что лучше бы нам найти человека, который говорит по-английски. Попытка была удачной, очень милая женщина позвонила кому-то, а нас попросила подождать. Ждать долго не пришлось, скучать при этом тоже. Нас тут же обступили местные мусульманки, стали активно объяснять друг другу, кто мы. Но почему-то они решили, будто мы англичане и только позднее они поняли, что мы из России. Через минут десять к нам подошел человек по имени Иса. Он достаточно хорошо владел английским, поэтому дальше мы спокойно смогли объяснить, кто мы и откуда. Нас снова попросили подождать. Мы присели на скамейку, спустя минуту, к нам очень осторожно подсела женщина примерно шестидесяти лет, стала улыбаться, потом разговаривать. Спросила, нравится ли нам их мечеть, откуда мы. Она внимательно нас изучила взглядом, потом зачем-то погладила нас обеих по голове и сделала вывод, что у нас длинные волосы. В этот момент у нас засияла улыбка «от уха до уха», нас это очень повеселило. Я настойчиво просила нашу собеседницу говорить не так быстро, но это не дало результатов. Она стала спрашивать уже о том, будем ли мы кушать. Рядом уже готовили чай и сладости на ифтар. Здесь наша беседа зашла в тупик. Она встала деловито, подошла к моей сестре и с повелительной интонацией сказала: «фань и», что значит переводи. Я стала переводить, что понимаю, а сестра естественно молчала. Наша соседка обиделась и демонстративно ушла. Только потом, в гостинице я поняла, что наша китаянка обращалась к моей сестре, приняв ее за местную жительницу, т.к. она темнее меня, и разрез глаз у нее почти, как у хуэйцев. К этому моменту подошел Иса, став для нас своего рода гидом. Он рассказал про мечеть, о своей семье, о курсах, которые проводятся в стенах комплекса. В это время у них активно шел ремонт, поэтому внутри нам фактически ничего не удалось посмотреть. Беседа была не долгой, но очень занимательной, ведь это так удивительно, встретиться со своими единоверцами в другой стране, да еще и в Китае, куда мы, следуя Сунне, должны отправляться за знаниями. У них встреча тоже вызвала радость, это сразу стало заметно. Иса со своей стороны спрашивал нас об Исламе в России, рассказали, что могли. Он пообещал найти для нас книги на китайском языке на исламскую тематику. За ними мы пришли на следующий день рано утром. В этот раз подъехали с другой стороны, вид перед нами открылся изумительный. Мы насчитали двенадцать больших полумесяцев, которые возвышались над всем комплексом. Рядом с мечетью на небольшой площадке пожилые люди занимались гимнастикой. Между прочим, занятия спортом являются почти обязательной особенностью исламских центров в КНР, также как и партийная история в мусульманских учебных заведениях.

Мы никак не можем завершить свой рассказ о знакомстве с харбинскими мусульманами, не сказав о халяльной еде в Китае. В первую очередь, хотим успокоить мусульманский мир, в Китае верующие мусульмане не едят запретную экзотику, у них все как положено. Мы зашли только в пару магазинчиков, где продавали в основном сладости. Как говорят, глаза разбегаются, так и с нами было. Мы купили, что могли, а смогли мы не так уж и много, по 2 штуки и понесли в гостиницу. Это было очень вкусно и совсем недорого. Я бы так весь Рамадан разговлялась. В Харбине достаточно мест, где можно откушать халяль. В обычных продуктовых магазинах мы также находили продукты халяль. Но более всего нас удивило наличие большого мусульманского ресторана, находящегося напротив центрального Универмага, с полумесяцем на верхушке фасада. Честно признаюсь, я очень позавидовала харбинцам, потому как в Благовещенске еще пока даже мечети нет.

Вот так состоялось наше знакомство с «мусульманским Харбином». Нам очень понравилось это знакомство, которое стало своеобразной духовной пищей в этот благословенный месяц. (08.2011)



Альмира З
Источник: www.isxak.ru
Понравилась статья, поделись с друзьями :

Комментарии по теме:

Мусульманский Харбин
2
Комментария
Юлия 18.09.2014в 20:13
Здравствуйте! А какой адрес мечети?
Лиля 07.08.2014в 11:31
Хорошая и полезная статья.Скажите пожалуйста не какой улице находиться мечеть?

Мы в социальных сетях