Строительство новых мечетей в США порой порождает споры и даже конфронтацию. Не поэтому ли новые мусульманские храмы стали строиться без наиболее узнаваемых черт исламской архитектуры - минаретов и куполов?
Исламский центр в Вашингтоне, округ Колумбия, - внушительное здание с высоким минаретом. Это одна из знаковых мечетей Америки, вокруг которой развеваются флаги исламских стран, профинансировавших ее строительство в 1950-х гг. В ее дизайне видно влияние классической и традиционной египетской архитектуры. По словам А.Ахмеда, профессора Исламских исследований в Американском университете г.Вашингтона, округ Колумбия, и одного из ведущих экспертов с мировым именем по современному исламу, в наши дни строительство такой мечети было бы невозможно, так как оно породило бы острую полемику. "Для исламской архитектуры наступили не лучшие времена, - утверждает г-н Ахмед, бывший посол Пакистана в Соединенном Королевстве. - Если бы какой-нибудь состоятельный мечтатель захотел построить Тадж-Махал в США, его бы заклеймили как тайного джихадиста".
Веками купола и минареты были неотъемлемой частью архитектуры мечетей по всему миру. Но сегодня мусульманские общины открывают для себя новые концепции дизайна для домов собраний.
Некоторые опасаются, что вычурная архитектура может спровоцировать негативную реакцию по отношению к мусульманам. Но другие мусульманские мыслители утверждают, что дизайн мечетей следует пересмотреть в интересах растущей и разноликой общины американских мусульман.
"Я не думаю, что идентичность должна базироваться только на символах, - говорит Х.Тарин, директор подразделения Мусульманского совета по общественным делам. - Идентичность должна быть основана на принадлежности к общине, чему-то большему, чем ты сам". "Общинам требуются такие мечети, которые смогут и поддержать пожилое население, и предложить благоприятную среду для молодого поколения американцев-мусульман, в особенности для женщин", - продолжает он. Тарин является одним из основателей мечети "Ихсан" в долине Сан-Фернандо, Калифорния. Эта мечеть открылась более года назад и стала оживленным общинным центром, предлагающим программы для женщин и молодежи. Снаружи она ничем не примечательна, и минаретов у нее нет. "Если у мечети есть огромный купол и грандиозный минарет, но она не выполняет своих прямых обязанностей, это всего лишь просторный молельный дом, который не служит интересам общины, и ничего больше, - говорит он. - Поэтому, если уж начистоту, многие молодые специалисты, и вообще молодежь чувствуют себя в мечети не в своей тарелке".
Архитектор М.Эскандари, в прошлом заместитель директора Американского института архитекторов, путешествует по США с фотовыставкой, иллюстрирующей трансформацию дизайна американских мечетей от традиционного к постмодернистскому стилю. По ее словам, исламская архитектура долгое время была зависима от индивидуальной трактовки, а также культурного и исторического контекста. "У Каабы нет ни купола, ни минарета, - говорит она о здании в Мекке, самом святом месте для мусульман. - Это просто куб. Именно это и есть исламская архитектура, традиционно говоря".
Г-жа Искандари называет «Парк 51», мусульманский общинный центр в южной части Манхэттена, чья близость к эпицентру террористических атак 11 сентября уже не раз вызывала негативный общественный резонанс, воплощением новой идентичности американских мусульман. "Инженеры, создававшие проект «Парка 51», отказались от идеи куполов и минаретов, поскольку мусульмане на Манхэттене требовали мечеть-небоскреб", - говорит она.
Г-н Ахмед, бывший посол, выразил свою симпатию попыткам модернизировать исламскую архитектуру и создать мечети, соответствующие американской культуре. "Для немусульман [мечеть] стала символом ислама, а значит, и мишенью, - утверждает он. - Следовательно, строительство мечети - это уже не просто незатейливый процесс. Он олицетворяет споры, которые ведутся в США о мусульманской идентичности и об американской идентичности".
Мусульманская община чувствует себя как будто в осаде. "Я понимаю, почему мусульмане с неохотой или с опасением относятся к строительству традиционных мечетей, которые несколько десятилетий назад строились в США вполне спокойно, - заявляет он. – Это в некотором смысле отражает нынешнее состояние Америки".
По словам Н.Раббата, директора Программы им. Ага Хана по исламской архитектуре в Массачуссетском технологическом институте "купол и минарет являются наиболее узнаваемыми внешними маркерами мечети". "Однако, - отмечает он, - ислам не предписывает обязательность этих архитектурных элементов. Призыв к молитве может осуществляться через электронные приборы, а купол и вовсе не обязателен. Даже исламские страны экспериментируют с современным дизайном. Но я против призывов отказаться от них [куполов и минаретов] просто из-за страха, который испытывают мусульманские общины. Это действительно качественный и современный дизайн. Я за то, чтобы продвигать идею новых и современных мечетей, в том числе и без этих двух элементов, при сохранении мусульманской идентичности".
Следует отметить, что для российской действительности подобный подход может оказаться крайне полезным и актуальным. Примеров того, как мечети не достраиваются по причине отсутствия финансирования или разрешения местных властей, можно насчитать немало. Конечно, если возможность строительства большой и красивой мечети существует, и все необходимые составляющие находятся в наличии, это только украсит и город, и сам регион (так, например, комплекс Тадж-Махал, несмотря на неоднозначное положение ислама в Индии, все равно является одним из главных символов страны). Однако, в том случае, когда изначально ясно, что при строительстве мечети могут возникнуть трудности (как финансового, так и административного порядка), не лучше ли пойти по пути РПЦ, осуществляющей программу строительства «быстровозводимых храмов». Очевидно, что на сегодняшний день существует не один проект по строительству подобного рода зданий, так неужели мусульмане не смогли бы осуществить свой проект по возведению недорогих, быстро строящихся мечетей?
При этом, конечно же, нельзя полностью идти на поводу у откровенно антирелигиозных сил, требующих разрушать или не возводить минареты, как это происходит в Швейцарии или других европейских государствах. В данном случае такие требования самым очевидным образом нарушают права мусульман, и за них, несомненно, следует бороться. Но в то же время, когда финансовых средств немного, а мечетей не хватает, быстровозводимые комплексы (даже и без видимых мусульманских символов) помогали бы решать проблемы мусульманских общин, связанных с отсутствием необходимой инфраструктуры. Примеры подобного рода мечетей есть в разных регионах, например, в Финляндии, где местная татарская община владеет большим четырехэтажным зданием, внешне не выделяющимся на фоне других строений, внутри которого располагается и мечеть, и административные структуры. Хотелось бы надеяться, что современные рациональные подходы станут для мусульман более близкими, нежели сейчас, и проблема возведения новых мечетей уйдет на второй план, не тревожа мусульман и представителей других конфессий.
Источник