В Грозном прошел V Международный миротворческий форум «Ислам – религия мира и созидания» памяти первого Президента ЧР, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова. Тема форума – «Религия и власть в условиях современного мира».
Участники форума прибыли в столицу Чечни 25 мая. В тот же день они посетили могилу Ахмата-Хаджи Кадырова в селе Центарой, прочитали коллективную молитву – дуа. Затем гости посетили Центароевскую школу хафизов.
Работа симпозиума началась 26 мая при участии видных исламских деятелей из 25 стран ближнего и дальнего зарубежья, представителей субъектов России. Итогом стало принятие резолюции. Будет также издан специальный сборник статей. «Кавказская политика» предлагает вниманию читателей выступления некоторых участников форума.
«По пути сближения народов»
Председатель Совета алимов Северного Кавказа и Чеченской Республики Хож-Ахмед Кадыров, открывший работу форума, отметил важность проведения его в республике, которая преодолела послевоенную разруху и встала на путь дальнейшего развития.
«Сегодня, приехав к нам, вы всему миру показываете, что Чеченская Республика, находящаяся в составе Российской Федерации, твердо встала на путь развития Ислама, воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и чистой веры», – сказал Хож-Ахмед Кадыров.
Он подчеркнул, что успехи достигнуты «благодаря нашим неустанным трудам, особенно это касается Главы ЧР Рамзана Кадырова».
«Из руин восстановлена республика. И мы твердо можем сказать, что она живет и развивается без следов войны. Мы полны решимости не останавливаться на достигнутом. Иначе мы можем потерять то, что имеем. Поэтому мы уверенно и с надеждой смотрим в будущее», – сказал председатель Совета алимов.
По его мнению, в современном мире важно сближение народов, независимо от их расовых или религиозных различий. «Надеюсь, что сегодняшний форум станет еще одним шагом на пути сближения народов всего мира, независимо от вероисповедания, цвета кожи и территориальных разделений. Все мы божьи создания, и Он всех нас кормит и оберегает. Он всех нас любит. И всех нас наставляет на истинный путь», – подчеркнул Кадыров.
«Жить в соответствии с требованиями веры»
Председатель Парламента ЧР Дукуваха Абдурахманов вкратце рассказал о работе, которая проводится в республике с целью развития и популяризации Ислама, возрождения духовно-нравственных ценностей народа.
«Сегодня во всех населенных пунктах региона открыты и открываются новые мечети, медресе, где основам ислама учатся юные мусульмане», – сказал спикер.
И напомнил, что на разных этапах истории были моменты, когда богословы и приверженцы ислама подвергались гонениям, становились жертвами бессудных расправ. По мнению спикера чеченского Парламента, «наступили времена, когда каждый желающий может исповедовать ислам и жить в соответствии с требованиями своей религии».
«Духовное возрождение родины»
«Я испытываю чувство гордости, что дело, начатое Ахматом-Хаджи Кадыровым, находится в надежных руках», – заявил на форуме председатель Управления мусульман Кавказа (УМК) Шейх уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде.
Он выразил удовлетворение тем, что «преемником политического курса и продолжателем духовного пути первого Президента ЧР является Рамзан Кадыров». «Сегодня он выступает гарантом развития Чеченской Республики. Я всегда твержу, что развитие Чеченской Республики – это развитие всего Северо-Кавказского федерального округа России. Как религиозный деятель, я искренне рад, что в Чеченской Республике богатое духовное наследие, а нравственное возрождение выступает как основа национального благосостояния», – отметил Пашазаде.
Председателю УМК, по его словам, «глубоко импонирует и то, что руководство российского государства акцентирует внимание на консолидации представителей разных национальностей и религий». «В свою очередь, и глава государства Владимир Путин всегда отмечает усилия мусульманских духовных лидеров Кавказа и высоко оценивает деятельность исламских деятелей в борьбе с экстремизмом», – сказал председатель УМК.
Он напомнил о заявлениях мусульманских лидеров, что «террор в любых его проявлениях – преступление с точки зрения Ислама». «Это ярко отражено и в московской богословской декларации. В этом документе, который был принят в Грозном, нашло свое отражение согласие большинства исламских ученых мира по таким важным вопросам шариата, как джихад, такфир и халифат, которые лживо трактуются некоторыми силами в своих целях», – отметил Пашазаде.
«Мусульмане не идеальны, но Ислам идеален»
По мнению Главы ЧР Рамзана Кадырова, озвученному им на симпозиуме, «власть и религия должны каждый на своем уровне, но вместе решать самые актуальные проблемы». Руководитель Чечни считает, что «религия и власть в современном мире могут быть союзниками в деле укрепления мира и процветания».
По словам Кадырова, «конфликт, горевший в чеченском обществе, мог быть потушен только истиной Ислама».
«Ахмат-Хаджи Кадыров этой истиной владел. Он показал людям, как на их религиозных чувствах играют провокаторы-экстремисты. Как они искажают суть нашей религии.
Ахмат-Хаджи выиграл эту борьбу за чистоту веры. Республика пошла по пути мирного развития, по пути укрепления исламских ценностей и национальной культуры», – сказал глава региона.
Он особо подчеркнул, что главную угрозу для стабильности представляет национальный и религиозный экстремизм. «Многие связывают с этим явлением Ислам. И глубоко заблуждаются. Возможно, мусульмане не идеальны, но Ислам идеален», – сказал Рамзан Кадыров.
Он считает, что «власть и религия могут и должны быть едиными в борьбе против пагубных для общества явлений». Ибо «религия учит милосердию, призывает к справедливости, осуждает любые формы подавления человеческих прав и свобод».
«Вера требует соблюдения норм нравственности и морали, без которых в обществе воцарится хаос и насилие. Разве не эти же цели преследует государство? Разве не ради этого существует власть?», – сказал лидер Чечни и призвал мусульман быть едиными на пути добра и правды.
«И Аллах ему помог»
Член Всемирной Исламской конференции шейх Мухаммад Юсуф сказал: «Мой незабвенный друг Ахмат-Хаджи знал, что война не приносит ничего хорошего ни Исламу, ни мусульманам. Он встал на путь мира и созидания, которым следовал до последних дней своей жизни. Ахмат-Хаджи хотел спасти свой народ от гибели. И Аллах ему помог. Слава Всевышнему, сегодня на чеченской земле воцарились мир, стабильность и порядок».
Шейх рассказал: «Я был в Чечне во время войны. Помню, Ахмат-Хаджи забрал меня в Москве, и через Дагестан мы вместе приехали в республику. В Грозном не уцелело ни одно здание. Все было разрушено. Слава Аллаху, сегодня ситуация изменилась в корне. Регион восстал из руин. И это, в первую очередь, заслуга Рамзана Кадырова», – отметил Садык.
По мнению шейха, «мусульмане всей планеты должны стремиться к миру и созиданию». «То, что происходило в Чечне, должно стать уроком для всех нас. Война не принесла ничего хорошего ни республике, ни народу. Только беды и страдания. И мы обязаны извлекать из этого уроки. Признавая важность мира на всей планете, мусульмане должны делать все, чтобы избежать насилия и войны», – отметил он.
«Религиозные общины и властные структуры не должны становиться врагами»
Протоиерей Всеволод Чаплин, которые впервые приехал в Чеченскую Республику, в своем выступлении назвал «откровением и вдохновляющим моментом видеть, как устраивается жизнь у чеченского народа, как устраивается жизнь республики, как здесь поддерживаются межнациональные отношения и развивается жизнь исламской общины».
«Я свидетельствую», – сказал далее Чаплин, – «что муфтий и впоследствии президент Ахмат-Хаджи Кадыров был человеком горячего сердца, большого ума. Он был человеком, который любил свой народ и понимал, что отношения с другими народами должны налаживаться в духе мира и взаимной помощи. И альтернативы этому нет, даже несмотря на ту трагическую, очень болезненную для людей недавнюю историю, которая имела место, и память о которой сохраняется сегодня».
По словам протоирея, отношения между русским и чеченским народами основываются на взаимоуважении и добрососедстве. «Сегодня отношения между русским и чеченским народами стали отношениями взаимного уважения, взаимной помощи. Несмотря на непростую общую историю, сегодня есть возможность в духе взаимного уважения поддерживать друг друга. Залогом этого является многовековая традиция общения и тот факт, что в среде русского народа живет множество чеченцев, и в среде чеченского народа живут русские люди», – сказал Чаплин.
Он знает, «как среди чеченского народа позитивно относятся к Президенту России господину Путину», «что в русском народе уважают и с симпатией относятся к Главе Чеченской Республики господину Рамзану Кадырову».
При этом, по словам протоирея, «есть, конечно, люди, которые его критикуют, но, заметьте, что, как правило, это те самые люди, которые, находясь в России, критикуют и Россию, считают, что ее народ слишком глуп, чтобы решать свою собственную судьбу». «Есть такая прослойка в Москве, в некоторых других российских городах, которая не воспринимает уважительно ни российскую власть, ни самое главное – российский народ. Вот эти люди критикуют сегодня то, что происходит в Чеченской Республике, и, как правило, это люди, которые не друзья ни чеченскому народу, ни русскому народу», – подчеркнул Чаплин.
Он уверен в том, что «нам не нужно бояться говорить о том, что религия влияет на наше общественное поведение, на общественные модели, которые мы реализуем. Нам не нужно бояться говорить о том, что религия и власть, которые, по крайней мере, в православной традиции, не должны сливаться воедино, в то же время могут быть вместе. Религия и власть, религиозная община и властные структуры вряд ли должны сливаться, но они не должны становиться врагами и не должны быть оппонентами», – сказал Всеволод Чаплин.
Он считает, что религия и власть «могут иметь общие цели и реализовывать свое стремление к этим целям. Они могут сотрудничать, а не находиться как бы на разных планетах и уж тем более не противостоять друг другу. Таково понимание отношений религии и власти, насколько я знаю, и в Исламе».
«Я думаю, что мы имеем полное право не стесняться во всеуслышание говорить о тех взглядах на природу отношений между религией и властью, которые есть в наших народах, и отстаивать эти взгляды, отстаивать имеющиеся у нас устои как норму для наших наций и для наших религиозных традиций», – подытожил Чаплин.
«Умеренность – особенность религии мусульман»
Первый заместитель министра вакуфов и исламских дел государства Кувейт доктор Адель Аль-Фалах отметил, что единение народов и их мирное существование является одним из важных принципов Ислама.
«Умеренность является одной из величайших отличительных особенностей религии Ислам и одной из ее ярчайших черт, которая содержит в себе все значения. В них содержатся такие понятия, как милосердие, любовь, благо и справедливость. Именно умеренность призывает нас следовать принципу верного существования, единения и стремиться к правильному пониманию проживания.
Она также призывает нас совершать благое и запрещает совершать зло, стремиться к развитию и оживлению, а не к разрушению и уничтожению, уважать человека несмотря на его религию, национальность или политические взгляды», – подчеркнул Аль-Фалах.
Он привел пример высокого патриотизма, который увидел весь мир в лице первого Президента ЧР, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова.
«Самым главным принципом умеренности является мирное существование и социальное развитие. Мы видим, что это воплощалось в истории современной Чеченской Республики, и мы это видим на примере президента Ахмата-Хаджи Кадырова. Он заплатил за это своей жизнью, это было проявлением его патриотизма, его любви к своему народу», – сказал Аль-Фалах.
«Роль имамов в обществе возросла»
Как отметил первый заместитель муфтия Республики Казахстан Мухаммад-Хусейн Алсабеков, «за прошедшие два десятилетия после распада СССР дружба между Россией и Казахстаном только крепнет». И «происходит это на фоне исламского возрождения в Казахстане».
По словам Алсабекова, «роль имамов в казахстанском обществе возросла», «теперь президент Нурсултан Назарбаев отмечает важность поднятия на качественно новый уровень исследований межнациональных отношений, истории религии и особенно Ислама в Казахстане». «Это – важные факторы, которые оказывают благотворное влияние на общественное сознание», – сказал М.-Х. Алсабеков.
По словам муфтия Кыргызстана Рахматуллы Эгембердиева, «на долю чеченского народа выпали многие испытания». «Несмотря на это, республика переживает сейчас период своего возрождения, а ее «влияние и опыт распространяются на весь Северный Кавказ».
«Ислам – это не религия капитуляции»
Представитель мусульманского общества Греции Наим Эль-Гандур не сомневается в том, что «у традиционного Ислама много врагов, которые прикрываются религиозной маской и делают все возможное, чтобы не дать объединиться здоровым силам исламского сообщества».
По мнению докладчика, «видны тенденции, которые сейчас имеются в мире», «силы зла пытаются разжечь межконфессиональную рознь». «Ислам – это религия мира, но это не религия капитуляции. Мы должны решать все имеющиеся разногласия мирным путем. Объединив силы, мы справимся с любой угрозой», – сказал Наим Эль-Гандур.
Президент европейского международного общества «Мир через культуру» Вильгельм Аугустат сказал, что вся его «жизнь посвящена делу мира», и, как он считает, «все религии должны делать все возможное для достижения мира во всем мире».
Он также заявил, что «феномен возрождения Чеченской Республики вызывает восхищение». «Это нечто, к чему должны стремиться другие республики Северного Кавказа. Мы нашли в Чечне рецепт того, что может делаться в целом по стране. Этот опыт можно и нужно использовать как образцовый. И это собственно то, что соответствует по духу и сути базовым установкам Ислама и всех других религий», – сказал Вильгельм Аугустат.
«Ислам – это умеренность и справедливость»
Исполнительный директор мусульманских ассоциаций Ирландии Адам Апреар напомнил: «В одной из сур Корана содержатся призывы о безопасности и благосостоянии для населения».
Именно это, по словам докладчика, он «заметил здесь, в Грозном». «За короткий срок республика перешла от одного этапа, когда не было ни стабильности, ни безопасности, к другому – к мирному процветанию, – сказал Адам Апреар.
Он пожелал руководству Чечни «продолжать свои усилия и распространять этот опыт и на другие республики и страны исламского мира, где распространены экстремизм и терроризм». «Опыт возрождения Ислама путем взаимодействия религии и власти должен получить широкое распространение», – сказал он.
Верховный муфтий Украины Ахмед Тамим выразил сожаление в связи с тем, что «в современном мире нередки попытки политизировать Ислам как средство давления на власть». «Мы также наблюдаем, когда под светским образом государственного управления некоторые государственные деятели под псевдодемократическими лозунгами защиты прав человека отделяются от религии и защищают права меньшинства в ущерб большинству. Такие лидеры, отдалившись от духовенства, ведут к разрушению человеческих ценностей, таких, как семья», – сказал Тамим.
«Народ, который достоин подражания»
Главный муфтий Сербского исламского объединения Муамер Зукорлич видит много общего в истории чеченского народа и народа Сербии. Выступая в Грозном, он сказал: «На Кавказе я в первый раз. Балканские государства похожи в некотором роде на кавказские регионы. У нас есть общие черты. В прошлые годы, когда у нас было много проблем, с которыми сталкивалась Чеченская Республика, наши сердца были вместе с вами».
По словам Зукорлича, «вместе мы можем извлечь много полезных уроков из нашей с вами истории». Важным он считает и то, что «мы укрепляем связи друг с другом», и то, что
«ценный опыт Чеченской Республики можно использовать» в его стране.
«На чеченской земле мы видим, что Ислам мобилизовал все силы для борьбы за мир. Это, конечно же, сопряжено с большими трудностями. Нет подобных примеров того, как один народ смог покончить с войной, подняться из руин… Я увидел, что чеченский народ достоин подражания», – сказал Зукорлич.
«В Исламе нет принуждения, насилия»
Генеральный секретарь организации суннитских ученых Индии шейх Абубакар Хинди использовал трибуну форума в Грозном, чтобы сказать: «Несомненно, Ислам является религией мира, благосостояния, безопасности и милости».
Шейх выразил сожаление по поводу обвинений в адрес мусульман, что «Ислам якобы является религией террора и экстремизма». «Мы должны понимать, что в Исламе нет принуждения, нет насилия и нет войны. Начало войны исходит от людей, которые ни во что не верят. Мы должны показать всем настоящую, подлинную сущность Ислама», – сказал Хинди.
Далее он обратил внимание на то, «какой красивой стала Чеченская Республика». «Мы все знаем, какой она была в самые трудные годы для чеченского народа», – сказал ученый.
РЕЗОЛЮЦИЯ
V-го международного миротворческого форума«Ислам – религия мира и созидания»
по теме «Религия и власть в условиях современного мира», посвященного памяти первого Президента Чеченской Республики А-Х. Кадырова
25-26 мая 2013 года г. Грозный
Заслушав и обсудив вопросы, внесенные на рассмотрение пленарного заседания, участники V-го Международного миротворческого форума «Ислам – религия мира и созидание» отмечают, что государство и религиозные организации своими совместными усилиями по утверждению мира, согласия, социальной справедливости, а так же универсальных духовных ценностей, могут предотвратить немало проблем глобального и религиозного характеров.
Участники форума признают, что религия и, в частности, ислам, не только не противоречит реалиям современности, а более того, содержит в себе огромный потенциал для развития гражданского общества, демонстрирует себя как высшее условие, обеспечивающее целостность Российской Федерации.
Конституционное отделение религии от государства не отрицает тесного взаимодействия между религиозными и светскими институтами. Исторический опыт деятельности правительственных учреждений подтверждает готовность государства сотрудничать с религиозными управленческими структурами, обеспечивая конфессиональные права своих граждан, инициируя диалог ислама и православия, нередко субсидируя строительство культовых зданий, центров и т. д..
В современной России сформированы авторитетные консультативные органы, содействующие развитию взаимоотношений государства и религиозных объединений: Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве России, Объединенная Комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Важной формой сотрудничества органов государственной власти с религиозными организациями является социальное партнерство на основе заключенных соглашений и договоров о сотрудничестве, включающих положения о взаимодействии в области поддержки семьи, помощи детям, противодействия алкоголизму, наркомании, помощи социально уязвимым группам населения.
Практически во всех субъектах Российской Федерации действуют соглашения между органами государственной власти и религиозными организациями, направленные на сотрудничество в сфере социальной поддержки населения образования, духовно-нравственного воспитания, просветительской работы среди молодежи.
В настоящее время религия становится одним из легитимных факторов общественной политической жизни Чеченской Республики. К основополагающим принципам, ценностям Ислама обращается государственная власть, тем самым подчеркивая свою конфессиональную идентичность.
В процессе активного социально-экономического развития Чеченской Республики и связанном с ним возрождением исламских и этнических обычаев и традиций народа принципиально важно достичь национального единства, гражданского становления общества. Этому способствует Ислам, цементирующий и интегрирующий общество, испытавшее на себе тяжелое бремя различных непродуманных, порой дискриминационных социально-политических решений и экономических реформ, открытое насилие и политическое давление власти.
Участники Форума считают, что религиозно-политический радикализм и экстремизм напрямую связан с низким уровнем социально-экономического развития. Проявляющуюся в российском обществе ксенофобию, частью которой является неприязнь к Исламу, нельзя считать достигшей критического уровня. Однако динамика роста исламофобии такова, что она достаточно устойчиво вписалась в сознание значительной части населения. Этому способствуют как внутренние конфликты в России, имеющие оттенок межконфессиональной напряженности, так и международная обстановка.
В российском обществе, к большому сожалению, сложился стереотип: международный терроризм – синоним исламского терроризма. Для правящих кругов многих западных государств терроризм становится удобным инструментом для проведения угодной им внутренней и внешней политики. В этом смысле борьба против терроризма – это удачный предлог как для создания внутригосударственных социально-политических конструкций, так и для выстраивания внешнеполитических далеко нацеленных планов и технологий.
Участники Форума считают, что недооценка властью религиозной составляющей своей политики приводит к фактическому свертыванию осмысленной систематической и целенаправленной работы по религиозному и религиоведческому образованию и просвещению народа. В прямой зависимости от религиозного невежества отдельных государственных политиков и идеологов находится опасность губительных по результатам разработок стратегии и тактики государственного и общественного развития.
В этой связи с очевидной определенностью проявляется значимость и актуальность в российском обществе проблемы религиозного просвещения, образования не только для граждан, но и для власти, её политических идеологов. Реальность такова: из-за отсутствия соответствующей языковой базы лишь незначительная часть россиян способна читать в подлиннике труды исламских классиков. Следовательно, актуальной задачей становится необходимость развития научно-переводческой деятельности, издания нужных книг, сделав их доступными для почти 300 миллионов русскоязычных в мире (в том числе и России).
Однако в настоящий момент из-за всего грандиозного багажа исламского письменного наследия в более-менее приличных переводах на русском языке представлены лишь считанные единицы. Низкопробность многих имеющихся сегодня изданий, осуществленных спонтанно, не подобранных по степени важности, актуальности, достоверности, не систематизированных по приоритетности, усугубляется тем обстоятельном, что они практически не контролируются в части соответствия содержания оригиналу.
В связи с этим, со всей очевидностью назрела необходимость создания Российского научного центра исламского книгоиздания, стержнем деятельности которого должен стать выпуск «Золотой библиотеки Ислама», представленное в ней творческое наследие классиков и выдающихся мусульман, с именами которых человечество связывает высшее духовные достижения мировой цивилизации.
Целесообразно было бы достичь согласия с Институтом востоковедения РАН в совместных усилиях в этом направлении с целью осуществления возможности доступа к «Библиотеке» всех государственных учебных заведений.
Участники Форума озабочены, что особую роль в формировании и закреплении отрицательного образа Ислама, мусульман играют средства массовой информации, являясь одним из основных источников исламофобии. Из-за религиозного невежества, а порой и открытой неприязненности, некоторые СМИ целенаправленно связывают деятельность экстремистских организаций с Исламом, формируя в общественном сознании представления об Исламе, как источнике бед и насилия, беспокойства и опасности для общества.
Участники Форума признают, что религия не только не противоречит реалиям современности и демократии, но и содержит в себе огромный потенциал для развития гражданских основ общества.
Участники Форума призывают религиозных государственных и политических деятелей, общественные организации и властные структуры направить усилия на:
1. Развитие духовно-нравственного воспитания, религиозного и гуманитарного просвещения как совместной задачи государства и религиозных объединений. В этих целях разработать и осуществить систему практических мер по преодолению религиозного невежества на основе широкой образовательной, просветительской и организационно-разъяснительной работы (в т.ч. и усилиями СМИ) среди всех слоев населения.
2. Проведение научной экспертизы актуальных проблем исламской общины России и мира в её взаимоотношениях с представителями других конфессий, с государственными учреждениями, анализ перспектив и тенденций развития в современных условиях. Обеспечение этими данными заинтересованных государственных органов, общественных организаций, отдельных лиц.
3. Разработку соответствующих проблематике методических пособий и рекомендаций, их тиражирование и адресную рассылку.
4. Активное участие в проведении «общественной экспертизы» законопроектов, публикуемых на сайтах органов власти.
5. Поддержание в информационном пространстве понятий «общее благо», «общественные ценности», которые смогут стать основой для взаимодействия государства и религиозных образований в сфере социальной политики.
6. Активное освещение средствами массовой информации позитивных примеров деятельности исламских организаций, поведения и поступков мусульман.
7. Осуществление поиска, разработку и внедрение эффективных форм конструктивного взаимодействия религиозных организаций с государственными органами власти в целях реализации рекомендаций общественности, осуществления общественного контроля, разработки программ развития соответствующей культуры у граждан и представителей органов власти.
8. Инициирование совместно с Институтом востоковедения РАН работы по изучению целесообразности создания Российского научного центра исламского книгоиздания.
9. Совместное с органами государственной власти противодействие дискриминации по религиозному признаку, исламофобским проявлениям искажения мировоззренческих основ Ислама в различных средствах массовой информации.
Источник