Мусульмане, как и все остальные люди, задаются вопросом: «Что меня ждет в будущем?», но следует сразу сказать о том, что достоверно о будущих событиях знает лишь Всевышний Аллах. Он сказал в Коране:
«Он один – Ведающий Невидимое, и Он не открывает Своего Сокровенного никому, кроме Посланника (из человечества), которого Он избрал».
(Сура «Джин» 72:26-27)
Но многие шарлатаны утверждают, что могут предсказать будущее. Мусульманин на это может ответить ясными аятами Корана, в которых нет сомнений:
«Скажи (о Мухаммад): «Никто на небесах и на земле не ведает Сокровенное, кроме Аллаха, не могут они и постичь, когда им предстоит быть воскрешёнными»».
(Сура «Муравьи», 27:65)
Поэтому для мусульман понятно, что нельзя вторгаться в дела сокрытого, не иначе как рассматривая их с помощью мудрого Корана и сунны посланника Аллаха (да блгословит его Аллах и приветствует).
В данной статье рассматривается взгляд ислама на сон и отношение к тому, что в нем видит человек.
Разные группы людей, имеют различные взгляды на сон. Атеисты и подобные люди считают, что сон это лишь результат физических и эмоциональных процессов проходящих в организме человека. Колдуны и прочие предсказатели считают сны прямым указанием на будущие события. Мусульмане же рассматривают сны так, как это указано в Коране и пречистой сунне.
Они считают, что хорошие и правдивые сны – истинные от Аллаха. Часть этих снов предупреждают, а другие сообщают о добрых событиях будущего.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пророчество ушло, но вестники остаются». Сподвижники сказали: «Что такое вестники?» Он ответил: «Хорошие сны, которые видит человек, или которые видятся для него».
Но не все, что видит конкретный человек в своем сне имеет толкование или предупреждение о событиях будущего. В действительности сны бывают трех видов, об этом сообщил пророк Мухаммад (с.а.с.):
«Сны бывают трёх типов: Устрашения от Шайтана, которыми он вызывает у человека печаль. То, чем человек озабочен в состоянии бодрствования и видит в его снах. Сон, который является одной из 46 частей пророчества».
Ученый Аль-Багави сказал: «Этот хадис объясняет, что не всё то, что человек видит в своём сне, может быть верным, хотя это и может толковаться. Истинный сон – тот, который приходит от Аллаха, а всё, что помимо этого, – всего лишь сбивающие с толку сны, у которых нет толкования. В числе таких запутывающих снов тот, который сообщили от арабского бедуина, рассказавшего Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что он видел во сне, что его голову отсекли, и она откатилась, и что это серьёзно взволновало его. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Не говори слугам Шайтана забавляться с тобой в твоём сне».
Аз-Захаби сообщил от аль-Маруджи, что тот сказал: «Я привёл Ибрахима аль-Хусари к Ахмаду бин Ханбалю, и он был праведным человеком. Ибрахим сказал Ахмаду: «Я видел сон о тебе, который такой-то и такой-то», и он упомянул Рай. Тогда Имам Ахмад сказал ему: «Брат мой, люди имели обыкновение говорить такие вещи Сахлю бин Саляма, пока он не вышел и не пролил невинную кровь». Имам Ахмад также сказал: «Хорошие сны радуют верующего, но не вводят его в заблуждение».
Необходимо отдельно упомянуть о дозволенности или запретности толкования снов в Исламе.
Как сказал ученый Ибн аль-Каим: «Толкование снов и издание фатв – собратья. Муфтий, толкователь снов и врач одинаковы в этом, они имеют доступ к тайнам людей, чего нет у других. Поэтому они должны утаивать то, что не должно быть раскрыто».
Далее, толкователи никогда не должны спешить в выводах, когда объясняют сны. Они должны учитывать опасность этого, так же как и искушение и бахвальство этим, которые это может вызвать. Они должны также принимать во внимание, что их ситуация является более критической, нежели положение муфтиев и учёных.
Ибн Абдил Барр передал, что Хишам бин Хассан сообщил: «Ибн Сирина спрашивали о сотнях снов, и он ничего не объяснял, прежде чем сказав: «Бойтесь Аллаха в своём бодрствовании, ибо то, что вы видите в своем сне, никогда не навредит вам». А когда он растолковывал, он говорил: «Я растолковываю только из предположений, а предположения могут быть верны или неверны». Если это – высказывание лидера толкователей снов его эпохи и более поздних поколений, что же тогда говорить о тех, кто пришёл после него.
В настоящий момент самой авторитетной книгой по толкованию снов от ученого раннего ислама, в которой он собрал тысячи толкований снов известна как «Тафсир снов Ибн Сирина».