21 золотая цитата об уповании.

Назад

Золотые слова об уповании

Высказывания, разъясняющие сущность упования:

1. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Желающий быть самым сильным из людей, пусть уповает на Аллаха».

2. У Яхьи ибн Муаза (да будет свята его душа) спросили: «Когда человека можно называть уповающим на Аллаха?». Он ответил: «Когда он доволен Аллахом как своим покровителем»*

3. Когда у Ибн Атаиллаха (да будет свята его душа) спросили о сущности упования, он ответил: «Чтобы в тебе не появлялась склонность к причинам (асбаб**), как бы сильно ты ни нуждался в них. И чтобы ты не отдалялся
от истины – покоя упования на Аллаха, как бы ты не прибегал к средствам».

4. Абу Хатам ас-Сиджистани (да будет свята его душа) отмечал: «Как сказал Абу Тураб ан-Нахшаби (да будет свята его душа) условием упования является выполнение телом истинного рабства пред Аллахом, постоянная связь сердца с Аллахом, довольство достаточным пропитанием, проявление благодарности Всевышнему за дарованные блага и проявление терпения при их отсутствии».

5. Зу-Ннун аль-Мисри (да будет свята его душа) сказал: «Упование – это отказ от выбора чего-либо для себя (наиболее подходящего, по собственному мнению, всецело вверяя это Аллаху) и отказ от какой-либо своей силы и мощи, будучи убежденным в том, что Всевышний Аллах ведает и видит его состояние».

6. Также было сказано: «Упование – означает свести заботы о пропитании только к одному дню (не строя большие планы) и не переживать о завтрашнем дне».

7. Сахль ибн Абдуллах (да будет свята его душа) говорил: «Упование – это пребывание с Аллахом так, как Он желает».

8. Еще было сказано: «Упование (таваккуль) – это качество верующих. Покорность (таслим) – качество любимых рабов (авлия) Аллаха, а полагаться во всем на Аллаха (тавфиз) – качество приближенных рабов Аллаха, которые видят все исходящим только от Него. Поэтому упование – качество простых мусульман, покорность – качество избранных людей, а полагаться во всем на Господа – качество особо избранных рабов Аллаха».

9. Зу-Ннун аль-Мисри (да будет свята его душа) отмечал: «Упование – это очищение своего сердца от всего, что имеет на него какое-либо воздействие, кроме Всевышнего Аллаха, и отказ от надежды на средства и причины»***. А ког да спрашивающий попросил дополнить, учёный продолжил: «Это полное подчинение нафса служению Аллаху и очищение его от претензий на божественные качества».

10. Когда у Абу Абдуллаха аль-Курши  (да будет свята его душа) спросили об уповании, он ответил: «Это связь раба со Всевышним Аллахом во всех состояниях».

11. Когда одного учёного спросили о том, что такое упование, он ответил: «Это осознание того, что всё он получает от Всевышнего Аллаха»****.

12. Также сказано: «У уповающего три степени: упование (таваккаль), покорность (таслим) и препоручение (тавфиз). Уповающий находит покой в обещании Всевышнего».

13. Сказано: «Обладатель покорности (таслим) довольствуется тем, что Аллах знает о его состоянии, а тот, кто всецело полагается на Аллаха (тавфиз) – доволен Его предопределением».

14. Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) говорил: «Вершиной веры (имана) является искренность, упование и полное повиновение Господу, Всемогущ Он и Велик».

15. Один из учёных сказал: «Когда Всевышний Аллах предоставит тебе выбор в чем-то, то опасайся выбирать сам. Беги от своего выбора к выбору Господа, ведь ты не ведаешь, каким будет исход дела».

16. В Торе написано: «Лишён милости Аллаха тот, кто, не полагается на Господа, а полагается на такого же человека, как и он сам».

17. Учёные говорили: «Для того, кто полагается на Аллаха и прибегает к Нему за помощью, Господь сделает так, чтобы люди нуждались в нём, и вложит мудрость в его уста».

18. У Абу Язида (да будет свята его душа) спросили: «Что такое упование?». Он ответил: «А сам что скажешь по этому поводу?». Спрашивающий сказал: «Наши друзья говорят, что упование – это если слева и справа от тебя находятся хищные звери и огромные змеи, и это тебя нисколько не беспокоит». Тогда Абу Язид (да будет свята его душа) продолжил: «Да, это близкое к истине определение. Однако если обитатели Рая наслаждаются его благами, а обитатели Ада подвергнуты мучениям его огнем, а для тебя при этом будет разница между этими состояниями, то ты выходишь из упования».*****

19. Абу Бакр аль-Варрак (да будет свята его душа) сказал: «Если бы спросили у домогательства, кто его родитель, оно ответило бы, что это – сомнение в предопределенном Аллахом уделе******. Если бы его спросили, каково
его ремесло, оно ответило бы – поиски унижения. Если бы его спросили, каков его исход, оно ответило бы – лишение».

20. Шейх аш-Шазали (да будет свята его душа) говорил: «Если в человеке отсутствует хоть одно из этих пяти качеств, то он не обладает истинной верой: повиновение велениям Аллаха, довольство Его предопределениями,
оставление всего на Творца, упование на Господа и проявление терпения в самом начале постижения бед».

21. Сказали: «Отбрось свои надежды на города (заработки) и уповай на Аллаха». 

 

* Что все его дела творит и исполнят лишь Аллах.
** Здесь имеется в виду работа, какое-либо занятие, физическая активность с целью добыть пропитание.

*** Быть уверенным в том, что всё творит Аллах, а средства сами по себе не имеют никакого веса. И всё, что он получил, – от Аллаха.

**** Осознание того, что средства и причины сами по себе не дают ничего и уверенность в том, что всё то, что он получает, исходит от Аллаха.

***** Для раба не должно быть разницы в том, куда Аллах его введет в Рай или Ад, во всём он должен полагаться на Аллаха. Он, потеряв всякий выбор для себя, должен быть словно мертвец перед омывающим.

****** Потому что если бы жаждущий чужого имущества человек уповал на Всевышнего Аллаха и знал, что кладези Господа переполнены и не исчерпаются, сколько бы Он ни отдал другим, то не домогался бы чужого имущества, ведь то, что у Аллаха, — достаточно всем.

 

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана

Понравилась статья, поделись с друзьями :

Мы в социальных сетях