Имам аш-Шафии

Назад

ИМАМ АШ-ШАФИИ

Мухаммад бин Идрис аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) родился в 150 году по мусульманскому календарю в Газе (Палестина). На Абду-Манафе его род соединяется с родом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Отец имама умер через некоторое время после его рождения.

Когда Мухаммаду (да будет доволен им Аллах!) исполнилось два года, мама отправилась с ним в Мекку, на родину его предков. Они поселились неподалёку от главной святыни Ислама - мечети аль-Харам. Через некоторое время она устроила его в школу. В связи с бедностью, платить за учёбу не было возможности. Ребёнок с самого начала относился к учёбе трепетно и с неописуемым энтузиазмом. Он садился непосредственно рядом с учителем и старался запомнить все пояснения. Во время отсутствия учителя маленький Мухаммад (да будет доволен им Аллах!) поворачивался к остальным детям и начинал им пересказывать урок. Благодаря этому у него стремительно развилась память, появились уважение и авторитет среди сверстников, а также внимание учителей. Учёбу для него сделали бесплатной. В семь лет Мухаммад бин Идрис (да будет доволен им Аллах!) выучил Коран наизусть.

В Мекке будущий имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) учился у Муслима ибн Халида аз-Занджий, муфтия Мекки. В возрасте пятнадцати лет он получил от него разрешение выносить фетвы (богословско-правовые заключения). Также он обучался у Суфьяна ибн Уяйната - мекканского мухаддиса (учёного специалиста по хадисам). Занимаясь с ним, будущий имам запоминал высказывания Пророка (мир ему и благословение Аллаха!), а потом записывал их на глиняных черепках или коже.

После нескольких лет, проведённых в Мекке, будущий имам отправился в Медину, где стал учеником великого учёного Малика ибн Анаса, основателя маликитского мазхаба. За девять дней аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) выучил его книгу "Муватта" - сборник самых достоверных хадисов. Позже имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) скажет о себе: "Что бы я ни услышал, я никогда этого не забывал!".

В 184 году по хиджре имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) отправился в Йемен, где занимался преподавательской деятельностью. Известно, что откровенность имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) привела к конфликту с чиновниками, и в 184 году по хиджре он был доставлен в Ирак, закованный в тяжёлые цепи. Против него были выдвинуты различные необоснованные обвинения, в том числе обвинения в заговоре. Это произошло во время халифата Харуна ар-Рашида из династии Аббасидов. Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) вместе с другими предстал перед халифом, но был помилован благодаря своему красноречию, настолько успешно он выступил в свою защиту.

В Ираке имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) познакомился с Мухаммадом ибн Хасаном аль-Шайбани - одним из выдающихся учеников Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах!).

Однажды Мухаммад ибн Хасан пригласил имама Шафии (да будет доволен им Аллах!) в гости. Увидев, что Мухаммад обладает большим и красивым домом и значительным достатком, имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) заплакал. Тогда Мухаммад ибн Хасансказал ему: "Пусть не пугает тебя то, что ты увидел, поистине, это приобретено дозволенным образом", и предложил разделить с ним всё свое имущество. Но имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) отказался.
В Ираке он изучил книги факихов (правоведов), живших в этой части исламского государства. Вскоре же после этого он вернулся в Мекку, где читал лекции в Масджид уль-Хараме. В Мекке имам остался надолго, просвещая и обучая людей. За годы его преподавания ушли из мирской жизни величайшие имамы Абу Юсуф, Мухаммад ибн Хасан, а также халиф Харун ар-Рашид.

В 195 году по хиджре имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) вновь посетил Ирак. Прибыв в столицу, он начал преподавание в центральной мечети, где постоянно проходили научные беседы и лекции. К моменту приезда имама, в этой мечети было более двадцати научных групп. Из них после начала его выступлений осталось только три. Все остальные стали слушателями имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!).
Из Багдада имам в сопровождении большого количества учеников, среди которых было немало известных богословов того времени, отправился в Египет. Огромное число жителей Багдада вышло провожать великого учёного.

В 198 году по хиджре имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) прибыл в Египет. Учёные-богословы Египта очень радушно встретили его. Он начал проводить лекции и уроки в самом крупном на тот момент просветительском центре Египта - в мечети Амра ибн аль-Аса. Примечательно, что аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) ввёл новый метод преподавания. Он начинал уроки после завершения утренней молитвы. Сначала приходили чтецы Священного Корана и читали перед ним, а также слушали его чтение. Потом - изучавшие хадисоведение, затем - занимавшиеся богословскими диспутами (муназара), за ними - специалисты арабского языка, поэзии и т.д.

За время пребывания имама в Египте, очень большое количество учёных-богословов и языковедов, как мужчин, так и женщин, приумножили свои познания. У него было много учеников, следовавших его школе мысли, и наиболее видными из них являются: Аль-Музани, ар-Раби и Юсуф ибн Яхья.

Аль-Музани. Полное имя аль-Музани было Исмаил бин Яхья аль-Музани. Он был постоянным соратником имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) во время его пребывания в Египте. Аль-Музани отличился написанием книги, где полностью собрал Фикх аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!). Эта книга, изложенная в сжатом виде под названием "Мухтасар аль-Музани", стала самой читаемой книгой по фикху среди последователей мазхаба имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!), которых стали называть «шафиитами».

Ар-Раби аль-Маради. Ар-Раби заметен тем, что был основным рассказчиком книги аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) "Аль-Умм". Он записал её при жизни Имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) параллельно с "Ар-Рисаля" и другими книгами.

Юсуф ибн Яхья аль-Бути. Юсуф ибн Яхья сменил аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) в качестве главного учителя этого мазхаба. Он был заключён в тюрьму и замучен до смерти в Багдаде по той причине, что отверг официально утверждённую тогдашними властями заблудшую философию мутазилитов о создании Корана.

Жизнь Имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) была очень нелёгкой, но её сложности, в том числе и материальные, никогда не отвлекали его от избранного жизненного пути: "Пусть говорят, что там-то дождь льёт жемчугом, а там-то колодцы переполнены золотом. До тех пор, пока я жив, у меня будет пропитание, а если умру, то могила для меня найдётся. Заботы мои равны (по значимости) заботам королей, а душа во мне - душа свободного человека, для которого унижение всё равно, что неверие".

За всю свою жизнь имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) побывал во всех центрах богословской мысли того времени. Был, как мы уже упоминали, в Мекке, затем в Медине, Йемене, Ираке, Палестине. Много передвигался по областям Ирана, Рима и по другим неарабским территориям. Путешествия на пути Всевышнего и посещения разных земель, наблюдения за жизнью набожных людей и изучение местных обычаев, культур разных племён и народов, послужили основой для умелого разъяснения и написания как богословских правил, так и различных методов практического применения Священного Писания и Сунны пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха!).

Известный ученый Ибн Хаджар сказал: «Имам аш-Шафи‘и – имам имамов по знаниям, богобоязненности, отрешенности от мирского (зухд), познанию Аллаха (ма‘рифа), по остроте ума, по знанию Корана наизусть (хифз) и по родословной, потому что он выгодно отличался во всех перечисленных деяниях».
Он превзошел всех своих современников, даже тех, кто был раньше него, как Малик бин Анас, Суфьян бин Уяйна и их шейхи. Он вобрал в себя все, что было до него, что послужило причиной увеличения количества его последователей во всех уголках Земли, и его мазхаб распространился вплоть до обеих святынь (Мекка и Медина) и Палестины. Эти три места самые ценные на земле.

Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) знаменит ещё и тем, что он первым из всех исламских учёных вывел такую науку, как "Усуль аль-Фикх" (Основы мусульманского права). Его первой книгой по этой дисциплине стала "ар-Рисаля". В ней имам изложил условия и требования для аргументации аятами Корана, хадисами Пророка (мир ему и благословение Аллаха!), иджмом (единодушное мнение мусульманских богословов) и киясом (суждение по аналогии) того или иного утверждения. Кроме того, в "ар-Рисаля" были разъяснены понятия "насих" - отменяющий и "мансух" - отменённый, а также правила толкования аятов и хадисов, касающихся конкретных ситуаций и имеющих всеохватное значение и другие правила иджтихада.

Имам аш-Шафии делил ночь на три части: треть он посвящал изучению знаний, другую треть - ибадату (поклонению Всевышнему), а оставшуюся треть оставлял для сна.

Имам Ахмад ибн Ханбал (да будет доволен им Аллах!) говорил о достоинствах имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!): «Приводится от Пророка (мир ему и благословение Аллаха!), что Всевышний посылает для этой Уммы (общины мусульман) в начале каждого столетия человека, который обустраивает дела религии. В первом веке этим человеком был Умар ибн Абдул Азиз, а во втором столетии таковым является имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!)».
Также имам Ахмад (да будет доволен им Аллах!) сказал: "Не совершил я намаза за сорок лет без того, чтобы не помолиться за имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!)».

По этой причине его сын как-то спросил ибн Ханбала: "Каким же человеком был аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!), что ты так часто обращаешься ко Всевышнему за него?". - "О сын мой, аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) был как солнце для мира, как здоровье для людей. Так, посмотри же, найдётся ли этим двум вещам замена?", - ответил имам Ахмад ибн Ханбал (да будет доволен им Аллах!).

Передают, что аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) был захидом - аскетом, богобоязненным человеком, который много времени уделял поклонению Аллаху. О себе он как-то сказал: "После шестнадцати лет я ни разу не ел досыта, потому что это отягощает тело, делает чёрствым сердце, лишает проницательности, ведёт ко сну и приводит к слабости в поклонении". Люди же рассказывают, что однажды имам пришёл в Мекку с десятью тысячами динаров. Утром за пределами города он разбил палатку. Высыпав деньги на свою одежду, каждому, кто входил к нему, аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) горстями раздавал монеты. Приближался обеденный намаз. Для того, чтобы совершить его, имам встал, и, встряхнув одежду, увидел - оказалось, что на ней уже ничего не было!
Учёные сообщают, что из-за большой смиренности и страха перед Всевышним, имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) порой падал в обморок, слыша аяты Корана. Однажды Харис ибн Лябид, стоя на холме Сафа в Мекке, прекрасным голосом прочитал аят: "Это День, когда они не заговорят, и не будет им разрешено найти оправдание".

Услышав это, имам изменился в лице, кожа его содрогнулась и он упал в обморок. Когда аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) пришёл в сознание, он произнёс: "Я прошу защиты у Аллаха от положения лжецов! О Всевышний, Тебе покорились сердца познавших и перед Тобой склонились шеи любящих Тебя. О Создатель мой, даруй мне от Твоей щедрости, и прости мои ошибки по милости Твоей!".

От имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) приводят следующее: "Три лучших поступка: щедрость в бедности, набожность в уединении и слово истины, сказанное тому, кого боятся люди". Также имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) советовал:
"Холодность по отношению к людям ведёт к вражде, слишком мягкое отношение к ним - к приобретению плохих друзей; так держись же золотой середины!".

"Поверить сплетне хуже её самой, поскольку сплетня направлена в чей-то адрес, а верить ей - значит признавать сплетню допустимой. А ведь тот, кто совершает что-либо, равен тому, кто считает это дозволенным".


Аль-Музани рассказывает, что незадолго до смерти он вошёл к имаму, когда тот болел, и спросил его: "Как Вы себя чувствуете?" Имам же ответил: "Я чувствую себя покидающим этот мир и расстающимся со своими братьями, испивающим чашу смерти и прегрешений своих, и встречающим, и направляющимся к Аллаху. Я не знаю, пойдёт ли моя душа в Рай, чтобы я мог поздравить её, или в ад, чтобы принести ей соболезнования мои".

Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) умер тридцатого числа месяца Раджаб в 204 году по хиджре в возрасте пятидесяти четырёх лет. Его могила находится в Египте. Спустя некоторое время тело имама аш-Шафии решили перезахоронить в Багдаде, и, когда начали вскапывать его могилу, оттуда начал исходить аромат мускуса - тогда его тело решили оставить там же.

В хадисе сказано: «Алим из курейшитов заполнит землю наукой (исламской)».

В своё время он был лучшим среди имамов - с позиций знаний, деяний, разума, аскетизма, умений, памяти, происхождения. Имам аш-Шафии создал свой собственный мазхаб (правовую школу) всего за четыре года. О его жизни написано более сорока книг.

Понравилась статья, поделись с друзьями :

Мы в социальных сетях