Кровавая река. Хадис о ростовщичестве

Назад

В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном аль-Бухари, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) рассказал: «Я видел во сне, как два человека пришли ко мне, они привели меня на чистую землю, и мы подошли к кровавой реке. Один человек был в кровавой реке, а другой стоял на берегу перед грудой камней. Когда первый человек пытался выйти из реки, то второй бросал в него камни, чтоб тот не мог выйти из кровавой реки. Летящие в него камни всегда попадали в рот. Каждый раз, когда он пытался выйти, другой забрасывал его камнями, и он снова падал в реку. Я спросил: «Кто этот человек, которого я увидел в реке?» Тогда мне ответили, что это человек, пожирающий плоды ростовщичества».
Уздечка

Однажды, передав лошадь одному юноше для присмотра, сподвижник Пророка (мир ему и благословение) ‘Али (да будет доволен им Аллах!) вошёл во двор мечети вместе со своим слугой для совершения молитвы. Завершив молитву, он вышел во двор, зажав в ладони два дирхема, чтобы заплатить парню, которого он попросил присмотреть за лошадью. Сподвижник ‘Али (да будет доволен им Аллах!) обнаружил лошадь без уздечки, а от юноши и след простыл. Тогда ‘Али (да будет доволен им Аллах!) отправил своего слугу на базар с этими двумя дирхемами, попросив его купить уздечку. Слуга вернулся с базара с уздечкой, которая до того была на его лошади. Когда ‘Али (да будет доволен им Аллах!) спросил его о том, как он нашёл эту уздечку, тот ответил, что купил её за два дирхема на базаре у того юноши, которого оставляли присмотреть за лошадью. Тогда ‘Али (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Посмотри, как два дирхема, которые должны были попасть к этому человеку дозволенным, честным путем, он сам для себя сделал запретными (харам)».

Приводя эту историю, досточтимый шейх Саид-афанди (да будет свята его душа!) в своей книге «Сокровищница благодатных знаний», говоря о честных и нечестных заработках, пишет: «Если бы человек был терпеливым так же, как он гонится за благами, то блага, предопределённые ему, гонялись бы за ним. Оттого, что человек сотворён нетерпеливым, он не может проявить терпение до того момента, пока он не встретится с благами, отпущенными ему. Блага, которые должны были прийти к нему дозволенным путем, он оборачивает в недозволенные».
Одеяние за десять дирхемов

Мухаммад бин Мункадир (да будет доволен им Аллах) продавал два разных одеяния: одно стоимостью пять дирхемов, а другое за десять дирхемов. Когда его не было рядом, его раб продал одеяние стоимостью пять дирхемов за десять дирхемов. Мухаммад целый день искал человека, который купил одеяние, наконец, нашёл его и сказал: «Оказывается, ты купил одеяние стоимостью пять дирхемов за десять дирхемов». Покупатель сказал: «Я удовлетворён покупкой». Мухаммад продолжил: «Ты, может быть, и удовлетворён, но я не удовлетворён и не хочу делать тебе того, что самому не хотелось бы, чтоб сделали со мной. Или возьми одеяние за десять дирхемов, или я верну тебе пять дирхемов, или же верни мне моё одеяние и возьми свои деньги обратно – выбери один из трёх вариантов». Покупатель сказал: «Тогда дайте мне пять дирхемов». И Мухаммад вернул ему пять дирхемов.
Орехи

Сарий ас-Сакати (да смилуется над ним Аллах) купил орехи за 60 динаров с намерением продать их за 63 динара. Он записал в своей записной книжке, что его прибыль составит три динара. Когда к нему пришёл человек, который хотел купить орехи, Сарий сказал: «Пожалуйста, купите». Тот человек спросил: «Сколько стоит?» «Купите за шестьдесят три динара», – ответил Сарий. Тот был праведным, хорошим человеком, и он сказал: «Теперь эти орехи стоят девяносто динаров». Сарий сказал: «Как бы там ни было, я не собираюсь отказываться от своего намерения». Тот человек говорит: «Я не намерен нарушать свой обет – не обманывать мусульманина – и могу купить только за девяносто динаров». И тот человек не купил орехи и, естественно, Сарий не продал их.

Данат Зарипов

Понравилась статья, поделись с друзьями :

Мы в социальных сетях