Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто оживит какую-нибудь мою сунну, и люди будут поступать в соответствии с ней, тот получит награду подобную награде всех тех, кто станет совершать эту сунну, что не уменьшит их собственной награды ни на йоту! А кто выдумает какое-нибудь религиозное нововведение, и будет поступать в соответствии с ним, тот понесёт на себе бремя (греха) тех, кто будет совершать его, что не уменьшит бремени (греха) этих людей ни на йоту!» (Ибн Маджа, 209).
Зачастую случается так, что по прошествии времени мы привыкаем к определённым видам поклонения — к словам и действиям — и не придаём значения тому, что Сунна — это неисчерпаемый кладезь знаний, откуда мы можем черпать огромное благо для нашей мирской и Последней жизни. Например, что касается намаза, то, думается, лишь немногие из нас читают разные мольбы перед сурой «аль-Фатиха», в поясном поклоне, в земном поклоне, в ташаххуде, в салавате и т. д. Даже таслим (слова «ас-Салям алейкум», завершающие намаз) мы привыкли произносить в одной форме, хотя в Сунне передано о четырёх видах таслима. И «просыпаемся» мы лишь тогда, когда приезжаем в другую страну, сталкиваемся с представителем иной культуры, либо когда кто-нибудь из единоверцев оживляет позабытую Сунну.
В данной статье хотелось бы разобрать один вопрос, о котором, возможно, многие из нас и не задумывались, хотя этот вид поклонения мы совершаем в своих домах по пять раз в день. Речь идёт об азане и икамате. Задайтесь следующим вопросом: сколько видов азана и икамата существует? А затем ответьте на главный вопрос: а практикуем ли мы все эти формы азана и икамата или по привычке произносим лишь одну из них? Цель этой небольшой статьи состоит в том, чтобы напомнить себе, а затем и вам о разных формах азана и икамата, которые переданы в достоверной Сунне, обучить этому наших близких и практиковать то богатое наследие, которое оставили нам праведные предшественники во главе с пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха.
Формы азана
Из Сунны известно, что существуют три вида азана.
Первый состоит из 19 фраз, второй — из 17 фраз и третий — из 15 фраз. Разница в азанах происходит из-за повторения обоих свидетельств веры (тарджи‘). То, как произносится тарджи‘, пояснил имам ан-Навави в своей книге «аль-Азкар»:
«Знай, что слова азана общеизвестны, а “тарджи‘”, по нашему мнению, соответствует сунне. После того как муэдзин громко скажет: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар», ему следует произнести слова «Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах! Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах! Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах, Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах» так, чтобы это было слышно только ему и тем, кто будет находиться поблизости. Это и именуется “тарджи‘”. После этого он должен уже громко сказать: «Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах! Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах! Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах, Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах» [конец цитаты]
О первом виде азана достоверно передано от Абу Махзура в сборниках Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджи и др.:
(1,2,3,4) Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар («Аллах превелик!»)
(5,6) (негромко) Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах, Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах («Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!» )
(7,8) (негромко) Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах, Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах («Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!»)
(9, 10) (громко) Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах, Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах!
(11,12) (громко) Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах, Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах!
(13,14) Хаййа ‘аля с-салях, Хаййа ‘аля с-салях («Спешите к намазу!»)
(15,16) Хаййа ‘аля ль-фалях, Хаййа ‘аля ль-фалях («Спешите к успеху!»)
(17, 18) Аллаху акбар, Аллаху акбар («Аллах превелик!»)
(19) Ля иляха илля-Ллах! («Нет божества, кроме Аллаха!»)
Таков азан жителей Мекки. В пользу этого вида азана высказывались имам аш-Шафии, о чём сообщил ат-Тирмизи, и Ибн Хазм.
О втором виде азана достоверно передано от Абу Махзура в версии хадиса, которую привёл Муслим:
(1,2) Аллаху акбар, Аллаху акбар («Аллах превелик!»)
(3,4) (негромко) Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах, Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах («Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!» )
(5,6) (негромко) Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах, Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах («Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!»)
(7, 8) (громко) Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах, Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах!
(9,10) (громко) Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах, Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах!
(11,12) Хаййа ‘аля с-салях, Хаййа ‘аля с-салях («Спешите к намазу!»)
(13,14) Хаййа ‘аля ль-фалях, Хаййа ‘аля ль-фалях («Спешите к успеху!»)
(15, 16) Аллаху акбар, Аллаху акбар («Аллах превелик!»)
(17) Ля иляха илля-Ллах! («Нет божества, кроме Аллаха!»)
Знатоки религии считали, что эта версия противоречит другим достоверным хадисам, однако она подкрепляется хадисом в сборнике ат-Табарани «аль-Муджам аль-Кабир», который передал от Биляля другой муэдзин пророка, 777, по имени Са’д аль-Караз. Таков азан жителей Медины. В пользу этого вида азана высказывался имам Малик в своём труде «аль-Мудаввана» (1/57).
О третьем виде азана (без тарджи’) достоверно передано от Абдуллаха ибн Зейда в сборниках ат-Тирмизи, Абу Дауда, Ахмада и др. :
(1,2,3,4) Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар («Аллах превелик!»)
(5, 6) Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах, Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах!
(7,8) Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах, Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах!
(9,10) Хаййа ‘аля с-салях, Хаййа ‘аля с-салях («Спешите к намазу!»)
(11,12) Хаййа ‘аля ль-фалях, Хаййа ‘аля ль-фалях («Спешите к успеху!»)
(13, 14) Аллаху акбар, Аллаху акбар («Аллах превелик!»)
(15) Ля иляха илля-Ллах! («Нет божества, кроме Аллаха!»)
Таков азан жителей Куфы. В пользу этого вида азана высказывались Абу Ханифа и ас-Саури, как указано в «аль-Маджму» (3/93).
Более подробно см. книгу «Ас-Самар аль-Мустатаб» (том 1, стр. 119-128) шейха аль-Албани.
Формы икамата
Из Сунны известно, что существуют два вида икамата. Первый состоит из 11 фраз, а второй — из 17 фраз.
О первом виде икамата достоверно передано от Абдуллаха ибн Зейда в сборнике Абу Дауда:
(1,2) Аллаху акбар! Аллаху акбар! («Аллах превелик!»)
(3) Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах! («Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!»)
(4) Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах! («Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!»)
(5) Хаййа ‘аля с-салях! («Спешите к намазу!»)
(6) Хаййа ‘аля ль-фалях! («Спешите к успеху!»)
(7,8) Кад камати с-салях! Кад камати с-салях! («Молитва начинается!»)
(9,10) Аллаху акбар! Аллаху акбар! («Аллах превелик!»)
(11) Ля иляха илля-Ллах! («Нет божества, кроме Аллаха!»)
Шариатский довод на этот вид икамата также содержится в хадисе, который привели аль-Бухари и Муслим в своих «Сахихах» со слов Анаса: «Билялю было велено произносить азан чётное число раз, а икамат – нечётное, кроме слов «Кад камати с-салях!» («Молитва начинается!»)».
Этот вид икамата принято произносить в ханбалитском, маликитском и шафиитском мазхабах.
О втором виде икамата достоверно передано от Абу Махзура в сборниках Абу Дауда и ат-Тирмизи:
(1,2,3,4) Аллаху акбар! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Аллаху акбар! («Аллах превелик!»)
(5,6) Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах! Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах! («Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!»)
(7,8) Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах! Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах! («Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!»)
(9,10) Хаййа ‘аля с-салях! Хаййа ‘аля с-салях! («Спешите к намазу!»)
(11,12) Хаййа ‘аля ль-фалях! Хаййа ‘аля ль-фалях! («Спешите к успеху!»)
(13,14) Кад камати с-салях! Кад камати с-салях! («Молитва начинается!»)
(15,16) Аллаху акбар! Аллаху акбар! («Аллах превелик!»)
(17) Ля иляха илля-Ллах! («Нет божества, кроме Аллаха!»)
Этот вид икамата принято произносить в ханафитском мазхабе и у части шафиитов.
Шейх аль-Ислам Ибн Таймийя сказал: «Если дело обстоит подобным образом, то истина на стороне знатоков хадисов и тех, кто с ними согласен: они принимают всё, что установлено от пророка, мир ему и благословение Аллаха, и ничему из этого не противятся. Ведь разные формы азана и икамата подобны разным традициям чтения Корана, ташаххуда и т. п. Никто не имеет право отвергать то, что установил посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, для своей общины. Что же касается тех, кто дошёл до такой крайности в разногласиях и разделении, что дружит, враждует и сражается из-за подобных вопросов, в которых Аллах допустил разновидность, то он относится к тем, кто расколол свою религию и разделился на секты. Наоборот, к следованию Сунне в данном случае относится совершение иногда одних деяний, а иногда — других деяний, что-то в таком-то месте, а что-то — в другом. А иначе отказ от того, о чем передано в Сунне, и совершение чего-то иного, приведёт к тому, что Сунна будет считаться религиозным нововведением, а желательное — обязательным. А уже это, в свою очередь, приведёт к расколу и разделению, если другие люди будут поступать иначе» («Сборник фетв», 21/66).