Ат-Тирмизи, ал-Хаким Абу Абдалах Мухаммад бин Али (ум.ок.932) - крупнейший представитель восточноиранского суфизма. Родился в г. Термезе. Согласно автобиографии, с восьми лет усердно занимался религиозными науками. Двадцати восьми лет отроду отправился в Мекку. Вернувшись из паломничества, ат-Тирмизи, стал на суфийский путь, уединился от людей, изучал мистические трактаты.
Среди его суфийских учителей называют известных хорасанских шайхов, Абу тураб ан Нахшаби, Йахйу ал-Джалла, Ахмад бин Хадравайхи. Большую роль в судьбе Тирмизи сыграла его жена, очевидно полностью разделявшая его взгляды. Проповеди и сочинения ат-Тирмизи, прежде всего Илал аш-шариа, и Хатм ал-аулийа, в которых он рассуждал о смысле мусульманских обрядов, о любви к Аллаху, вызвали недовольство факихов и власть имущих.
Спасаясь от гонений, ат-Тирмизи вынужден был перебраться в Балх, затем в Нишапур, где приобрел многочисленных сторонников. Когда в результате изменения политической ситуации противники ат-Тирмизи вынуждены были эмигрировать, он смог вернуться в родной город. Там он и умер, окруженный учениками и последователями. Среди них заслуживают упоминания в первую очередь Абу Али ал-Джузджани и Абу Бакр ал-Варрак.
Значение ат-Тирмизи для истории суфизма определилось главным образом его сочинениями, число которых приближается к восьмидесяти. Изложенные в них учения о "душе", ее "состояниях" и "движениях", о способах самосовершенствования и обуздания низменных инстинктов, о страдании как очищении оказали огромное влияние на последующую суфийскую психологию.
Высшим, доступным человеку знанием ат-Тирмизи считал мистический "гносис" (марифа или хикма), который он отождествлял с "божественным светом", заключенным в сердцах людей. В отличие от обычного знания, (илм) сводящегося к истолкованию и применению положения шариата, "гносис" постигает тайный смысл вещей, в конце концов, саму "божественную сущность". Если илм можно приобрести в процессе обучения, то марифа - это милость, которую Всевышний дарует своим избранникам. Сфера и время применения илм ограничены, тогда как марифа не имеет пределов. "Гносис" доступен лишь тем людям, чьи души очистились, от мирских привязанностей и чьи помыслы устремлены к Всевышнему. Таким людьми ат-Тирмизи считал суфийских святых. Именно "гносисом" они отличаются от прочих верующих.
Вероятно, ат-Тирмизи был первым, кто теоретически обосновал суфийские представления об аулийа, фактически уровняв их "в правах" с "посланниками" и "пророками". Его идеи о соотношении пророчества и "святости", об иерархии "святых" в суфизме" получили развитие у Ибн Араби, который нередко включал в свои сочинения большие фрагменты из трактатов ат-Тирмизи.
Как отмечают исследователи, ат-Тирмизи был. вероятно знаком с буддийскими, христианскими и манихейскими учениями, влияние которых можно обнаружить в его трудах. Отдавая должное глубине его знаний и широте кругозора, современники дали ему почетное прозвище ал-Хаким (Мудрец).