Правитель Андалузии - Аль-Мансур (Победоносный) Мухаммад Ибн Абу Амир
Имя и родословие
Аль-Мансур Мухаммад ибн Абдалла ибн Абу Амир. Его предок вступил в Андалузию вместе с Тарик ибн Зиядом. Сыграл значимую роль в завоевании Андалузии, будучи посредником в своем народе. Он прибыл на зеленый остров в первом походе и правил жителями этой новой страны. Со временем увеличились его последователи, которых он смог, с помощью Аллаха, сделать просвещенными и знатными.
Его отец был одним из приверженцев аскетизма, проводившего свою жизнь вдали от султанского дворца. Читал хадисы и отправлял свои обязанности. Он умер в городе Триполи (Ливия) на обратном пути из хаджа в Мекку. Его мать была из рода Таймия, а отец из рода Муафирия.
Детство и воспитание
Вырос Мухаммад ибн Абу Амир у деда – завоевателя Андалузии, которому возводили воспоминания джихада и славу завоевания, и у отца-аскета (оставившего прелести мирских благ). Поэтому с детства он получил хорошее и благородное воспитание, вселившее в него глубокие чувства достоинства и чести. Родом он был из селения Тораш (вблизи Альхесираса), где его родители, отец Абдалла и мать Борайха, владели небольшим поместьем.
Мухаммад ибн Абу Амир переехал в Кордову и получил образования уже там. Во время учения он отличился своим стремлением познать больше знаний и усидчивостью в изучении хадисов. С раннего возраста он устроился писарем, и записывал тех, кто хочет передать какое-то послание султану. Люди, знавшие Мухаммада в это время, описывают его как способного, но крайне честолюбивого юношу, уже в то время считавшего себя предназначенным для великих дел. Пользуясь своим правом посещать по долгу службы семью халифа, Мухаммад вскоре завязал тесное знакомство с матерью Хишама аль-Муайида, любимой женой аль-Хакама султаншей Субх, которая начала оказывать покровительство добропорядочному и услужливому придворному.
По просьбе Субх султан назначил Мухаммада управляющим её поместьями, а затем в следующем году дал ему должность начальника монетного двора Кордовы (ответственным по вопросам закята и наследства) — одну из важнейших должностей в государственной администрации Кордовского вилаята. Взлёт карьеры Ибн Абу Амира был стремительным: с момента его первого появления при дворе и назначения начальником монетного двора прошло всего 7 месяцев. В 969 году Мухаммад получил также должность кадия Севильи и Ниеблы. В своей трудовой деятельности он отличился своими способностями и благородством, благодаря чему получил повышение по службе. Он верой служил визирю аль-Хаджиби аль-Мусхафи и не злоупотреблял своим служебным положением. Затем умер султан аль-Хакам и на его место пришел его сын Хишам аль-Муайид, которому на то время было всего двенадцать лет.
После смерти аль-Хакама возобновились активные военные действия между Кордовским вилаятом и коалицией христианских государств севера Пиренейского полуострова, в которую вошли королевство Леон, королевство Наварра, графство Кастилия и графство Барселона. Тогда визирь аль-Мусхафи поручил Ибн Абу Амиру дать отпор врагам. И Всевышний Аллах одарил его победой над римлянами и любовью в сердцах мусульман. Благодаря доблести, отважности, неустрашимости, проницательности, мудрости и военной смышлёности, а также благородному и великодушному отношению к людям его назвали аль-Мансур (победоносный). Он продолжил газаваты против франков и других неверующих, а в его стране вновь воцарились спокойствие и стабильность.
Аль-Мансур – правитель Андалузии
История увековечила мужей, считавших себя предназначенными для великих дел. Их пыл не остывал даже на апогеях великих дел. Одним из них был Мансур ибн Абу Амир, которого историки считают самым великим правителем Андалузии. Он начал свою жизнь учеником, жаждущим знания, затем вырос до степени судьи, затем в его руки пришла сама власть.
Его битвы
Сердце аль-Мансура ибн Абу Амира было одержимо любовью к джихаду, с которым он не мог расстаться. Аль-Маракаши в своей книге «аль-Мъуджаб», рассказывая о любви Ибн Абу Амира к военным походам (газавату) и военному делу (джихаду), пишет: «Его безмерная любовь к военному походу (газавату) дошла до такого, что однажды, выйдя в мечеть в праздничный день, он намерился не возвращаться во дворец, а напротив, отправиться сразу после намаза на джихад. За ним пошли его войска, присоединяясь к нему одно за другим. И пока его войска не достигли территорий Рима, к нему присоединились все воины, желавшие выступить вместе с ним в бой на пути Аллаха. Он не ленился вести джихад даже во время болезни. Известно, что однажды он сильно заболел по дороге в военный поход. Но, несмотря на это, болезнь не свернула его назад, напротив, он попросил Всевышнего даровать ему смерть на поле битвы и продолжил свой путь. Что желал, то и случилось. Его намерение было чистым, и Аллах удостоил его честью – исполнением его заветной мечты».
Ибн Абу Амиру удалось покорить такие крепости на территории Испании, которые еще никому не удавалось покорить со времен завоевания Андалузии Тариком ибн Зиядом. Удачные походы Мухаммада привели к значительному росту его авторитета в войске, так как это был первый за последние годы столь успешный поход мусульман вглубь христианских владений. Он дошел до самого крупного оплота христианства в Испании.
Каждый год он совершал два военных похода: зимой и летом. Всего он совершил более пятидесяти военных походов, и ни разу не проиграл своему противнику.
Достижениями его военных походов было завоевание крепости аль-Мула, откуда привел большое количество пленных и колоссальные богатства для мусульман. И это произошло в 366 году по хиджре.
В 367 году по хиджре он взял Толедо (Талитала – на арб. яз.). Затем объединился со своим кузеном Галибом аль-Насири, валием Средней Провинции. Возглавляемая им армия взяла в феврале принадлежавший королевству Леон город Саламанка, а затем в трёх последовавших одна за другой битвах разбила войска правителей-христиан: король Леона Рамиро III потерпел поражение при Сан-Эстебан-де-Гормасе, граф Кастилии Гарсия Фернандес при Ланге, а король Наварры Санчо II Абарка при Эстеркуэле. Дойдя до границ Астурии Ибн Абу Амир повернул назад и возвратился в Кордову, привезя с собой богатую добычу и множество пленных, а вместе с ними и большое количество лидеров неверующих врагов. И этот свой военный поход он осуществил в течение тридцати четырех (34) дней со дня выхода из своего города.
Прежде чем начать разговор о походе на Сантьяго-де-Компостела — главную христианскую святыню всей Испании, стоило бы бросить взгляд на значимость этого города для христиан. Этот город считался самым величественным городом для христиан в Андалусии. Христиане возвеличивали его церковь подобно тому, как мусульмане возвеличивают достопримечательную Каабу. С самых отдаленных уголков Византии христиане совершали в этот город паломничество, считая, что в нем находится гробница Иакова, одного из апостолов Иисуса, мир ему. Никому из мусульманских завоевателей Андалусии не удавалось покорить этот город, пока Всевышний Аллах не свершил это руками славного муджахида аль-Мансура Мухаммада ибн Абу Амира.
Аль-Мансур Мухаммад вышел из Кордовы в военный поход в субботу месяца джумада аль-ахира 387 года по хиджре, направившись к северо-западным областям королевства Леон, ещё не затронутым его походами. По пути он вошел в селение Касильяс-де-Кориа. И когда аль-Мансур достиг границ города Галиция, к нему прибыло большое количество португальских графов, которые вступили в союз с мусульманами под знаменем Ислама. Аль-Мансур приказал соорудить флот, и когда завершилось строительство, он приказал своим пехотинцам плыть по морю, загрузив корабли провизией, боеприпасами, продовольствием и оружием. Аль-Мансур добрался до устья реки Дуэро. Пехота мусульман плыла морем, конница двигалась по суше. Затем приблизившись к крепости, он приказал из флота сделать мост, чтобы подойти к стенам города.
Аль-Мансур раздал войску оставшееся у него продовольствие. Они подкрепились силами, и с вдохновением своего полководца покорить Сантьяго-де-Компостела двинулись к землям врага. Завладев находившимися на их пути городами (в том числе Визеу, Брагой, Эль-Бьерсо, Вигой и Ирией) и не встречая никакого сопротивления, мусульмане 10 или 11 августа 997 года (по христианскому летоисчислению) вошли в покинутый всеми жителями город Сантьяго. И после сбора трофеев по приказу аль-Мансура город был подвергнут полному разрушению. Колокола Компостельского собора на плечах пленных христиан были доставлены в Кордову, где они стали светильниками в главной мечети этого города Меските. Из Сантьяго-де-Компостела отряды мусульман совершили газаваты и на другие области королевства Леон, во время которых разорили Ла-Корунью и взяли откуп со столицы.
Его нравы
Когда аль-Мансур вошел в Сантьяго – главную христианскую святыню, он не встретил там никого, кроме пожилых священников, сидевших у гробницы Иакова. Он спросил о том, чья эта гробница. Они ответили ему: «Иакова». Услышав это, аль-Мансур не стал трогать гробницу Иакова и повелел сохранить её в неприкосновенности. И нет ничего удивительного в этом, таковы нравы Ислама. Ведь сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) завещал войскам не убивать детей, женщин, стариков, священнослужителей в своем храме, не добивать раненого, не ломать деревья и кусты. Это же завещали и другие праведные халифы после него.
Раннее юношество аль-Мансура ибн Абу Амира сыграло значимую роль в формировании его жизненной стези. Еще с ранних лет он обучался хадисам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он воспитывался на этих хадисах, полностью приняв все нравы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Его смерть
Период его правления государством продлился двадцать шесть лет, в течение которых он совершил пятьдесят два военных похода (в год по два похода: один – зимой, другой – летом). Свою смерть он встретил в битве при Калатаньясоре в месяце сафар 392 году по хиджре. В свой последний поход аль-Мансур отправился будучи очень больным человеком. Он уже не мог ездить верхом и его перевозили на носилках. Дойдя до Мединасели, он почувствовал приближение смерти.
После каждого своего похода он приказывал выбивать с его военной одежды пыль, которую складывали в специальный сундук. И этот сундук с пылью он всегда брал с собой в военные походы. Перед последним вздохом аль-Мансур завещал засыпать его могилу этой пылью, чтобы она свидетельствовала о его джихаде в день Воскресения. И когда он скончался, его тело было обёрнуто в саван, сшитый его дочерьми, который он всегда возил с собой, и погребено в Мединасели. Тело было положено в могилу, которую засыпали пылью, собранной во время джихада на пути Аллаха. Да смилуется Аллах над аль-Мансуром и поселит его в необъятных просторах садов Блаженства. Да простит Аллах его ошибки и упущения!
Высказывания о нем
Аль-Мансур ибн Абу Амир был опытным политиком, деятельным, энергичным и жаждущим великих дел человеком. Благодаря своей амбициозности и обдуманной политике он смог добиться своих целей. Исламский ученый историк аз-Захаби пишет: «Он был одним из роковых мужей, обладая своим мнением, решительностью, маневром, храбростью и мужеством, что позволило ему привлечь на свою сторону амиров и войско, а также подчинить себе мужчин. Он имел твердую решимость и принципиальность, будучи справедливым, доброжелательным и мудрым политиком».
Говоря о его мудрой политике, можно привести случай из его жизни. Однажды аль-Мансур отправился на земли франков как завоеватель, и прошел к ним через горный проход. Идя вглубь по землям противников, он брал с собой пленных и скот. И когда захотел вернуться назад, то заметил, что они (т.е. франки) перекрыли этот горный проход, встав на защиту его от мусульман. Тогда он сделал вид, что желает обосноваться в их стране. Со своими солдатами он начал строить жилища, сеять зерно, собирать дрова, сено и необходимы продукты. Увидев, что аль-Мансур решил обосноваться, противники решили пойти на мир. Он отправили ему послание с предложением оставить скот и вернуться на свою родину. Однако аль-Мансур заявил, что намеревается обосноваться здесь. Тогда они согласились отдать ему скот, но он не пошел на перемирие с ними. Затем они согласились отдать ему деньги (золото) и верховых животных, нагруженных теми трофеями, которые он собрал в их странах. И только тогда он пошел на перемирие, и они открыли горный проход, через который он гордо вернулся в свою страну.
Исламский ученый Ибн аль-Асир, упоминая о нем, говорит: «Аль-Мансур ибн Абу Амир был образованным в Исламе человеком. Он с уважением относился к обладателям знаний (улемам), любил сидеть и беседовать с ними. Ученые в своих трудах упоминают множество его заслуг и похвальных качеств. Было написано много книг о его достоинствах. Он был глубоко верующим, добропорядочным, набожным и справедливым мусульманином. Его время, в действительности, можно назвать эпохой процветания, где царили благополучие, безопасность и стабильность.