Чистота намерений в торговле

Назад

Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах!) пишет: «Заботы, связанные с добыванием средств для жизни, к примеру, торговля, не должны отвлекать человека от стремления к миру вечному, иначе его жизнь будет потрачена зря, а все его сделки окажутся убыточными, ведь ту прибыль, которой он лишится в мире вечном, не восполнить тем, что он может приобрести в мире дольнем. Поступая так, он окажется в числе купивших мир этот за мир вечный. Разумный человек должен жалеть самого себя, а для этого ему необходимо беречь свой основной капитал. Этим капиталом является его религия и его торговля в сфере религии». А сберечь свою религию человек может прежде всего с помощью искреннего намерения.

Намерение человека, занимающегося торговлей или другой работой с целью улучшения материального состояния своей семьи, должно быть благим, чистым. В благородном хадисе сказано:

إِنَّمَا الأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ (البخاري مسلم وغيرهما)

«Поистине, деяния оцениваются по намерениям» (имамы аль-Бухари, Муслим).

Если человек, совершая такие дозволенные деяния, как приём пищи, сон, сближение с супругой и другие мирские поступки, будет иметь хорошее намерение, то они превращаются в ‘ибадат, т. е. считаются богослужением. Намерение торговца должно заключаться в выполнении коллективной обязанности – фарз аль-кифая, которую вменил нам Всевышний Аллах. Ведь если все люди забросят работу, в частности торговлю, и никто не будет заниматься ею, то неоткуда будет получать пропитание, и народ погибнет. Также его намерение должно заключаться в том, чтобы ему не пришлось заниматься попрошайничеством, ибо оно, кроме крайне необходимых случаев, является очень нежелательным деянием. В достоверном хадисе сказано: «Для того, кто открыл для себя одни врата выпрашивания, Всевышний откроет семьдесят ворот бедности» (имам ат-Тирмизи). В другом хадисе, рассказанном имамом аль-Бухари, сказано: «Для человека лучше отправиться в лес, собрать вязанку дров, продать её и приобрести на вырученные средства пищу, чем попрошайничать».

Занимающийся торговлей должен иметь намерение зарабатывать средства, чтобы содержать дозволенным путём себя, свою семью, детей и родителей, обеспечивать их необходимым и оказывать посильную помощь соседям, бедным и нуждающимся и расходовать их в других благотворительных целях. Кроме того, он должен вознамериться проявлять искренность по отношению к мусульманам и желать другим людям того же, чего желает самому себе, а в своих взаимоотношениях с людьми следовать путём справедливости и оказания благодеяний людям. Он должен вознамериться по возможности побуждать других к одобряемому Шариатом и удерживать их от порицаемого им во всём том, что на его глазах происходит на рынке. Человек, придерживающийся таких намерений, является тем, кто следует путём Всевышнего. И если он заработает что-нибудь, это станет для него чистой прибылью, если же понесёт убыток в мире этом, то получит прибыль в мире вечном. В хадисе, переданном ат-Табарани, сказано, что человек, приступающий к торговле с подобным намерением, подобен борцу за веру, который находится на священной войне.

Однажды, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сидел со сподвижниками, они увидели крепкого молодого парня, спозаранку спешащего на работу, и сказали: «Горе ему! Лучше бы он потратил свою молодость и силу ради Аллаха!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не говорите так! Если этот юноша старается заработать себе материальный достаток для того, чтобы не просить у людей и не быть от них зависимым, то он на пути Аллаха. Если он желает обеспечить престарелых родителей или прокормить своих малолетних детей, то он также на пути Аллаха. Если же он стремится обрести богатства для того, чтобы хвастаться их многочисленностью, то он – на пути сатаны».

Следовательно, торговля, как об этом пишут и учёные-богословы, ведётся или для того, чтобы с её помощью обеспечить необходимый достаток, либо ради богатства, чтобы получить сверх необходимого. Если к торговле человек прибегает для получения достатка сверх необходимого с целью преумножить и копить богатство, а не тратить его на богоугодные дела и на пожертвования, то такая торговля порицаема, потому что это – влечение к мирскому, любовь к которому – основа всех грехов. Если при этом он ведёт себя несправедливо и прибегает к обману, то тогда вся эта деятельность превращается в произвол (зульм) и грех.

Если же человек с помощью торговли обеспечивает себя и своих детей необходимым, хотя и способен обеспечить их путём выпрашивания у людей, то он ведёт торговлю ради того, чтобы не нуждаться в обращении к людям. А если этот человек не нуждается в прямом обращении к людям и они ему дают на пропитание, даже если он и не просит, всё равно для него зарабатывание более предпочтительно, ведь люди дают ему на жизнь оттого, что он просит у них из-за своего бедного состояния.

Воздержание от выпрашивания и скрытие своей нужды лучше и предпочтительнее бездеятельности и праздности.
Автор Мухаммад Фахрудин

Понравилась статья, поделись с друзьями :

Мы в социальных сетях